Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Чтение и зрение

+ -
0
Чтение и зрение

Описание

При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей. Действительно, если сосчитать, из скольких штрихов состоит одна буква, например «щ», то их окажется 9 (3 вертикальных, или основных, штриха, 4 горизонтальных, или соединительных, штриха и 2 белых внутрибуквенных просвета); в другой букве «н», по которой, кстати сказать, и определяется высота букв и толщина штриха — девять и т. д. Было подсчитано, что в 129 буквах, т. е. примерно в 3 строчках книжного текста, глаз различает 1170 черных и белых объектов, которые очень малы (высота букв от 2 до 1,5 мм при толщине вертикальных штрихов 0,25 мм, горизонтальных 0,15 мм).

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций — от 0,2 до 0,6 с, скачков — 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3% — на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4—6 остановок на строке), неопытный — 10—20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т. д. Это особенно характерно для малочитающих ребят или при утомлении от долгого непрерывного чтения.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз — утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефикаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, «песка»), усталости мышц шеи и спины.

Мы уже рассказывали о так называемом навыке низко склоненной головы. Было обнаружено, что он чаще отмечается у детей с низким уровнем двигательной и пространственно-зрительной активности. Врачи-офтальмологи рекомендуют при чтении через 45 мин для ребят 12—14 лет и через 60 мин для 15—17-летних обязательно делать перерыв на 10—15 мин, сменить позу, проделать 4—5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для расслабления аккомодации полезно перевести взор от книги на дальние предметы, расположенные за окном (деревья, небо, дом и т. д.). Переключение аккомодации с близких на удаленные объекты, а также присоединение двигательной активности мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса и др., находящихся при чтении и письме в статически напряженном состоянии, способствуют снятию зрительного и общего утомления.

Во время чтения, письма, рисования, черчения недостаточно только общего освещения. На столе слева обязательно должна стоять настольная лампа с абажуром, защищающим глаза от прямого света.

С позиции профилактики зрительного утомления вредно читать и лежа. Если вы читаете лежа на боку, то один край книги к вам ближе другого и установка глаз на строку все время меняется. Если лежите на спине и держите книгу в руках, расстояние от глаз до книги все равно непостоянно и эта разница требует частой смены аккомодации, что чрезвычайно утомительно для глаз, приводит к быстрой утомляемости и головной боли. При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение книги, следовательно, работа глаз еще более затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, так как и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, чем вызывает излишнее напряжение и утомление зрения. Ни в коем случае нельзя читать и во время ходьбы, как это иногда ухитряются делать ребята.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

  • освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);
  • длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена 45—60 мин, после чего необходим перерыв для расслабления мышц глаза (переключение аккомодации с близких на далекие объекты) и общей физической активности;
  • необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;
  • школьники, имеющие близорукость, должны обязательно пользоваться очками при зрительной работе и делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.


----

Статья из книги: Береги зрение | Глушкова Е.К.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0