Состояние функции слуха у слепых и зрительной функции у глухих
Описание
Влиянием акустических раздражителей на остроту зрения у зрячих людей показано, что она снижается на 20%—30% по мере усиления степени интенсивности звука (Irmak). Испытуемые указали, что буквы им кажутся серыми или обтянутыми черными кругами. В случаях такого испытания фабричными шумами у обследуемых возникали временное затуманивание контуров предметов, мерцательный феномен, снижалось восприятие красного цвета и понижалось зеленого и синего (С. В. Кравков), суживались границы поля зрения (Eva Benko), восстанавливавшиеся с изменением условий труда.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Акустическим исследованием слепых показано, что большинство из них имеет хороший слух, повышенную раздражительность слухового тона и лучшее использование слуховых впечатлений. Однако слепые более, чем зрячие, чувствительны к шуму, при котором снижается их трудовая активность.
По данным аудиометрического обследования, у детей с врожденной слепотой или потерявших зрение на первом году жизни слух хуже, чем у зрячих детей их возрастов. Это может быть следствием одновременных врожденных дефектов развития, хотя у них и без этого функция слуха снижена, даже если состояние вестибулярного аппарата не имеет грубых отклонений от нормы.
Доказательством частых общих причин врожденной глухоты и понижения зрения могут быть данные R. Sachman. Обследуя 103 глухих детей, из которых у 80% была врожденная глухота, а у остальных она развилась в возрасте 1—4 лет, автор обнаружил снижение остроты зрения у 60 детей. Из них у 25 не было видимых дефектов глаз, и понижение остроты зрения было связано с аномалией рефракции, а у 35 выявлены микрокорнеа, нистагм, косоглазие.
Офтальмологическим исследованием глухих (Irmak, no Schoder) установлено, что в среднем у них острота зрения выше, чем у лиц с нормальным слухом. То же обнаружил Hayata у глухонемых, что расценивается автором как проявление компенсации.
Наряду с этим у глухих детей часты аномалии рефракций (Stockwell и Nachad—в 45,1%), особенно гиперметропия, и для облегчения компенсации функции необходима коррекция аметропов. Несмотря на высокую остроту зрения, у глухих отмечается замедление (сравнительно со здоровыми) процессов восприятия. Например, глухим детям для построения фигур из отдельных составляющих их фрагментов требуется больше времени или они не могут справиться с заданием, если объект был не конкретной, а абстрактной фигурой. Это свидетельствует об отличии оптического восприятия глухих детей, связанного с выпадением функции слухового анализатора, что ввиду их взаимосвязи отрицательно сказывается и на зрении.
Наконец, общие рефлексы уха и глаз могут быть использованы для объективного определения глухоты. Так, М. Бехтерев (1902) описал акустический рефлекс с век — их кратковременное опускание после неожиданного громкого воздействия звука, шума. Это наблюдается почти у всех людей, независимо от возраста, с нормальным слухом и объясняется переключением в ретикулярной формации мозга с коллатерального кохлеарного пути на лицевой нерв. Рефлекс быстро исчезает после повторения и отсутствует у глухих.
Кохлеарно-зрачковый рефлекс — миоз, а затем мидриаз в ответ на звуковой раздражитель вызывается у большинства людей с нормальным слухом, а у лиц с его нарушением возникает после более сильного раздражителя. У глухих он отсутствует.
---
Статья из книги: Офтальмологические симптомы при болезнях ЛОР-органов и полости рта | Золотарева М.М.
Комментариев 0