Факторы, способствующие возникновению зрительных расстройств
Описание
Попадание изображения рассматриваемого объекта на сетчатую оболочку (в нормальном глазу) обеспечивается аккомодационным аппаратом глаза. Однако при близорукости световые лучи после их преломления фокусируются, не доходя до сетчатки, и острота зрения вдаль снижается. Близорукость (миопия) — это такое состояние, когда человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, и плохо — удаленные от него. К сожалению, это одна из самых распространенных болезней современного общества. Близорукость у школьников возникает и развивается незаметно. Школьники начинают хуже видеть удаленные мелкие предметы, плохо различают буквы и цифры, написанные на классной доске, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре и т. д. Нередко появляется быстрая утомляемость органа зрения: ощущение тяжести, рези в глазах, головная боль. Если на эти явления вовремя не обратить внимания, то близорукость может прогрессировать.Причины близорукости многочисленны и разнообразны. Так, в Японии и Китае, занимающих ведущие места по числу близоруких, основное значение придается традиционной однообразной пище, трудному алфавиту (иероглифы) и большой зрительной нагрузке в связи с его изучением.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
У нас в стране в северном Норильске близоруких детей больше, чем в южном Ставрополе, что связано со световым, вернее инсоляционным режимом. Норильск находится в течение 6 мес в условиях полярной ночи. Длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно в течение дня в школе и дома пользоваться искусственным освещением, а это иногда оказывает неблагоприятное влияние на зрение.
Кроме того, недостаток инсоляции приводит к дефициту ультрафиолетовых лучей, что является причиной гиповитаминоза и общего ослабления организма учащихся.
В городах число близоруких школьников больше, чем в сельской местности, где ребята чаще бывают на воздухе, занимаются физическим трудом, меньше смотрят телевизор и т. п. Среди школьников, занимающихся спортом, близоруких намного меньше, чем среди детей с малоподвижным образом жизни. Имеются также данные, указывающие на связь зрительных расстройств с общим состоянием организма и некоторыми заболеваниями. Так, у ослабленных школьников с отставанием в физическом развитии, с туберкулезной интоксикацией отмечается большее снижение остроты зрения, чем у их здоровых сверстников. Ослабленный перенесенными заболеваниями организм является благоприятной почвой для развития близорукости, так как в результате общего снижения устойчивости организма аккомодационный аппарат, играющий ведущую роль в приспособлении глаза к рассматриванию предметов на разном расстоянии, ухудшает свою работу.
В последние годы ученые, говоря о происхождении близорукости, все большее значение отводят влиянию зрительной работы (связанной с напряжением аккомодации), производимой длительное время и в неудовлетворительных гигиенических условиях (неправильная посадка, недостаточное освещение рабочей поверхности и др.). При письме и чтении глаза проделывают большую и трудную работу — им приходится воспринимать очень много деталей, приспосабливаться к работе на разных расстояниях, но чаще на близком.
Если к тому времени, когда начинается интенсивная зрительная работа, постоянно увеличивающаяся с возрастом, цилиарная (ресничная), или как еще ее называют аккомодационная, мышца уже сформировалась и отличается нормальной работоспособностью, то глаз не испытывает тенденции к удлинению зрительной оси и у человека формируется нормальное или иногда дальнозоркое зрение. В тех же случаях, когда цилиарная мышца еще недостаточно развита или ослаблена, зрительная работа на близком расстоянии требует чрезмерного ее напряжения и происходит приспособительное удлинение оси глаза, т. е. возникает близорукость. Зрительная работа, выполняемая на близком расстоянии в течение длительного времени и в плохих условиях (недостаточное освещение, неправильная посадка, неразборчиво напечатанный текст и т.д.), даже при нормальном развитии аккомодационного аппарата ведет к его напряжению и развитию близорукости.
Любая работа чередуется с отдыхом. После долгой ходьбы хочется сесть, когда долго стоим, то начинаем переступать с ноги на ногу, чтобы перенести точку опоры тела с одной ноги на другую и т. д. А вот маленькая мышца глаза работает без отдыха и в постоянном напряжении. Следовательно, у школьников, физически недостаточно развитых, мало занимающихся физическим трудом и спортом, ослабленных болезнью, недостаточно бывающих на свежем воздухе и солнце, подолгу занятых напряженной зрительной работой на близком расстоянии (игра по нотам, чтение «запоем» и т.д.), чаще возникает и быстрее нарастает близорукость. С устранением факторов, неблагоприятных для работы глаз, значительно уменьшается не только прогрессирование близорукости, но и предупреждается ее появление.
Необходимо как можно раньше поставить преграду неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к близорукости. И вы, ребята, должны знать эти неблагоприятные факторы, чтобы бороться с ними. А это вещь вполне возможная. Были бы воля и желание самому строить свое здоровье, не дожидаясь тех изменений, которые могут возникнуть в результате неправильного образа жизни.
----
Статья из книги: Береги зрение | Глушкова Е.К.
Комментариев 0