Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Развитие зрения в дошкольном периоде

+ -
+6
Развитие зрения в дошкольном периоде

Описание

Особенности формирования рефракции глаз в раннем периоде детства



Многочисленными отечественными и зарубежными работами показано, что не только в антенатальном, но и в постнатальном периоде зрительная система проходит сложный путь структурного и функционального совершенствования и развития. В частности, в течение первых 3 лет развитие органа зрения проходит быструю инфантильную фазу. За этот период длина оси глаза увеличивается в среднем с 18 до 23 мм. На последующей же фазе развития, продолжающейся приблизительно до 14 лет, удлинение глаза составляет всего 1 мм.

Эти данные подтверждаются и результатами исследований, проведенных Е.И. Ковалевским. Автор выявил, что на протяжении первых 3 лет жизни ежегодный прирост переднезаднего размера глазного яблока составляет 1,5 мм, а с 3 до 9 лет — 0,25 мм.
Известно, что осевой размер глазного яблока является определяющим в формировании конечной рефракции глаза. Этим и объясняется тот факт, что в течение первых лет жизни происходит быстрое ее усиление, приводящее к снижению степени врожденной дальнозоркости. Это положение наглядно просматривается при анализе вариационного распределения показателей рефракции глаз, приводимых, в частности, М. Akiba [206]. Анализ этих кривых (рис. 8) позволяет констатировать, что даже за такой относительно небольшой промежуток времени, как 8,5 мес, они существенно изменили свои характеристики, приняв более правильное вариационное распределение.
Распределение показателей рефракции глаз у детей 1 года (1) и 3,5 мес. (2).

Распределение показателей рефракции глаз у детей 1 года (1) и 3,5 мес. (2).


Известно, что основным фактором, определяющим рост глазного яблока, является взаимодействие двух противоположно направленных сил: с одной стороны, возрастающего внутриглазного давления (обусловленного все возрастающим объемом стекловидного тела), с другой — сократимости склеральных фибрилл. Вместе с этим особого внимания, на наш взгляд, заслуживают сведения, указывающие, что совершенствование преломляющей способности органа зрения в постнатальном периоде происходит за счет не только одного осевого, но и всей совокупности компонентов, определяющих всю пространственно-метрическую композицию оптической системы глаза. Например, на наличие высокой способности к глубокому качественному совершенствованию организации оптических компонентов рефракции глаз в постнатальном периоде развития указывает не только факт снижения степени дальнозоркости, но и сведения об уменьшении степени врожденного астигматизма. В целом к дошкольному периоду степень врожденной дальнозоркости уменьшается до 1,0 Дптр, что соответствует состоянию рефракции глаз у взрослых.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Параллельно совершенствованию сопряженности преломляющей способности глаза происходит развитие функций зрения. В частности, по данным И.В. Клюка с соавторами [89], уже к 1,5—3 годам нормальная острота зрения (т. е. 1,0) выявлялась у 81,6% детей, а к 3,5—5 годам— у 93,4%. Эти данные указывают на то, что основная фаза биологического структурно-функционального совершенствования зрительной системы приходится главным образом на дошкольный период.

Следует подчеркнуть, что вопросы развития зрительной системы с позиций возрастной физиологии и функционального системогенеза являются еще недостаточно разработанными. Причем наименее изучены факторы, индуцирующие развитие зрительного чувства, а также вопросы системогенеза зрительного анализатора в цепи целостных реакций организма. Особого внимания заслуживает дальнейшее исследование особенностей формирования рефракции глаз на ранних этапах постнатального развития ребенка.

Приведем результаты динамического («продольного») наблюдения за 69 детьми, осуществленного с периода новорожденности до 2—3-летнего возраста. Установлено, что в течение первого года жизни состояние рефракции глаз характеризуется высокой динамичностью. Например, за этот период у многих детей она усилилась на 2,0—2,5 Дптр (табл. 13, № 11, 18, 23, 29, 31—33, 43, 56— —59, 61). Обращает на себя внимание гетерохронность данного процесса, причем не только между правым и левым глазом, но и между различными меридианами в пределах одного и того же глаза. Например, у одних детей усиление преломляющей способности глаз произошло в более слабом меридиане, в то время как в более сильном меридиане она либо осталась на прежнем уровне, либо усилилась, но в меньшей степени (см. табл. 13, № 14, 15, 20, 38, 53, 60, 63, 66).
Динамика рефракции глаз у детей, родившихся в условиях Заполярья, в течение первого года жизни

Динамика рефракции глаз у детей, родившихся в условиях Заполярья, в течение первого года жизни

Динамика рефракции глаз у детей, родившихся в условиях Заполярья, в течение первого года жизни

Примечание. При наличии двух показателей в одной колонке первый отражает преломляющую способность вертикального меридиана, второй — горизонтального одного и того же глаза. Знаком "+" обозначена дальнозоркость, "—" - близорукость.

Эти сведения указывают, что у детей на ранних этапах постнатального развития возрастает сопряженность пространственно-метрической организации оптической системы глаза, т. е. уровень гармонизации рефракции. В этом отношении показательны те новорожденные, которые при рождении имели наибольшую степень «разбалансировки» рефракции глаз, и в частности смешанный астигматизм. Например, в течение первого года жизни для них был характерен процесс уменьшения астигматического компонента рефракции глаз не только за счет усиления более слабого меридиана, но и за счет ослабления более сильного (см. табл. 13, № 16, 25, 26, 39, 40, 52, 54, 65). Следует заметить, что из этих детей пятеро родились недоношенными, трое — с родовой травмой. Спустя 2,5 года из числа обследованных детей удалось осмотреть 33, из которых 15 родились нормальным родоразрешением, 13 — с различными формами родовых травм, 5 — недоношенными (табл. 14). На протяжении указанного периода на развитие рефракции глаз продолжали оказывать воздействие особенности течения беременности и характер родоразрешения. В частности, в первые годы жизни у детей, родившихся нормальным родоразрешением, наблюдался гармоничный вариант рефрактогенеза, Из 13 детей, родившихся с различными формами родовых травм, у пятерых выявлен астигматизм и у одного — близорукость. У двух недоношенных новорожденных (из пяти) спустя 2 года сформировалась близорукость, у одного был диагностирован гиперметропический сложный астигматизм, а у одного — смешанный.

У детей с неосложненным акушерским анамнезом, родившихся при нормальном родоразрешении, за первый год жизни средний уровень снижения дальнозоркости составил 1,5 Дптр, за второй год — 1,0 Дптр. У детей с отягощенным акушерским анамнезом выявлен более выраженный «разброс» в темпах снижения дальнозоркости, причем как в сторону его ускорения, так и в сторону замедления. Кроме того, если у детей, родившихся нормальным родоразрешением, преломляющая способность глаз в различных меридианах усиливалась синхронно, то у детей с отягощенным акушерским анамнезом отмечена гетерохронность в данном процессе. У одних детей это приводило к росту сферического компонента рефракции (см. табл. 14, № 23, 26—28), у других же, наоборот, из сферической рефракции, выявляемой при рождении, в последующем могли сформироваться различные формы астигматизма (см. табл. 14, № 24, 25, 29, 31).

Полученные данные указывают на то, что у детей раннего возраста наблюдается высокая потенциальная готовность к гармонизации рефракции глаз. В то же время различные проявления отягощенности акушерского анамнеза могут вызвать дестабилизацию данной потенциальной установки.
Несколько неожиданными оказались сведения, указывающие на то, что в течение первых лет жизни преломляющая способность глаза может несколько даже уменьшиться (см. табл. 14, № 1, 23, 27, 30, 32). Если эти данные не являются результатом случайной ошибки измерения, то только специальное и детальное изучение позволит объяснить их.

Динамика рефракции глаз у детей Заполярья в течение первых 2—2,5 лет жизни


Развитие зрения и рефракции глаз в старшем дошкольном периоде



Особенности развития зрения и рефракции глаз в старшем дошкольном периоде изучены у 838 детей в возрасте 4—6 лет, находящихся в детских дошкольных учреждениях. Из этого числа детей из семей пришлого населения Крайнего Севера, проживающего в Норильске и Талнахе, было 541. Контролем служила группа сверстников, проживающих в Сосновоборске и Красноярске (159 детей). Мальчиков и девочек в каждой группе было примерно поровну.

Состояние зрения и рефракции глаз у различных групп детей в дошкольном возрасте


Частота встречаемости различных градаций остроты зрения у детей Заполярья в дошкольном периоде


Структура астигматизма у детей коренных народностей (а) и пришлого населения (б) Заполярья


Анализ полученных данных показывает, что для детей данного возрастного периода независимо от их местожительства характерен процесс дальнейшего уменьшения дальнозоркости и становления функций зрения (табл. 15). Причем если у детей коренных народностей Севера более замедленный процесс эмметропизации отражает, вероятно, их этнические особенности рефрактогенеза, то опережающее усиление рефракции глаз у детей пришлого населения — дестабилизацию данного процесса.

Анализ структуры различных градаций остроты зрения и рефракции глаз (табл. 16, рис. 9) вскрывает, что у детей, живущих даже в экстремальных условиях Заполярья, в дошкольном периоде часто встречается острота зрения, не только соответствующая общепринятой норме, т. е. 1,0, но и значительно ее превосходящая. Например, среди 5-летних детей из семей пришлого населения Крайнего Севера острота зрения выше 1,0 наблюдалась более чем у половины, а у 6-летних — более чем у 2/3.

В целом приведенные данные указывают, что на дошкольный период приходится фаза наиболее интенсивного структурно-функционального развития зрительной системы. На основании этого данную фазу можно считать определяющей в развитии зрительного анализатора по отношению к последующим этапам онтогенеза. Следовательно, мероприятия по оптимизации развития функций зрения и повышения их эффективности необходимо концентрировать именно на дошкольном периоде.

---

Статья из книги: Зрение у детей. Проблемы развития | Базарный В.Ф.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0