Особенности сенсорного развития зрительного анализатора
Описание
Известно, что первый год жизни ребенка является наиболее динамичным в плане как формирования так называемого нормального зрения, так и влияния на этот процесс различных патологических состояний. Исследование остроты центрального зрения у детей первых лет жизни представляет определенные трудности. Как правило, с этой целью применяют методики зрительных вызванных потенциалов и/или преимущественного взора. В последнем случае критерием различения тест-объекта (в частности, решетки с чередованием белых и черных полос разной толщины) служит моторный ответ, т.е. поворот глаза в сторону тест-объекта. Исследования, проведенные с помощью указанной методики, показали, что у новорожденных острота зрения постепенно повышается. достигая приблизительно 0,2 к концу первого года жизни и 1,0 к 3 годам.[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Период развития зрительного анализатора, в течение которого различные факторы могут оказывать особенно существенное влияние на формирование «нормальных» функций, принято обозначать как сенситивный (сенсорный) или критический. В этот период любые патологические процессы, нарушающие условия для нормального функционирования зрительного анлизатора, могут приводить к состоянию, которое называют амблиопией.
Привычное понятие «амблиопия» подразумевает снижение остроты зрения без видимых органических изменений. Тем не менее, в анамнезе, как правило, может быть выявлена заболевание, индуцирующее такое снижение (аметропии, анизометропия, косоглазие, нарушение прозрачности преломляющих сред и др.).
В аспекте рассматриваемой проблемы такое воздействие может быть обусловлено как нарушением прозрачно- ста хрусталика (обскурационный фактор развитая амблиопии), так и отсутствием фокусировки лучей света на сетчатке вследствие главного симптома афакии — высокой гипермбтронии (рефракционный фактор развития амблиопии). Как отмечает S. Day (1997), потенциально опасной в плане развития амблиопии является даже изометропическая гиперметромия выше 4,0 дпгр.
Таким образом, удаление мутного хрусталика и коррекция аметропии по существу являются равноценными и последовательными этапами зрительной реабилитации детей с врожденными катарактами. Назначение коррекции входит в систему лечебных мероприятий; при этом на первый план выступает не сиюминутное повышение остроты зрения, а создание адекватных условий для развития зрительного анализатора.
Факторы, которые могут влиять на формирование амблиопии до и после оперативного лечения врожденной катаракты, могут быть условно разделены на три основные группы: предоперационные, операционные и после - операционные.
К предоперационным факторам следует отнести нарушение прозрачности преломляющих сред (т.е. непосредственно катаракта), а также другие возможные заболевания врожденного характера, часто сопутствующие этому заболеванию (помутнения роговицы и стекловидного тела, глаукома, нистагм, изменения сетчатки, микрофтальм).
Осложнения, возникающие в ходе операции (кровоизлияния в стекловидное тело, выпадение стекловидного тела и др.), также могут иметь значение в формировании амблиопии.
Среди послеоперационных факторов в первую очередь, как уже указывалось выше, необходимо выделить индуцированную афакией высокую гиперметропию, а также различные осложнения, связанные как с изменениями состояния преломляющих сред (высокий послеоперационный астигматизм, помутнение роговицы, задней капсулы и стекловидного тела, дислокация зрачка), так и с нарушениями нейрорецепторного аппарата (вторичная глаукома, изменения сетчатки).
Таким образом, лечения врожденных катаракт в плане профилактики формирования амблиопии в конечном счете зависит от двух основных факторов:
- операции удаления катаракты, которая должна, с одной стороны, уменьшать вероятность осложнений как в интра, так и в послеоперационном периоде, а с другой — создавать условия для адекватной коррекции афакии;
- способа коррекции афакии, обеспечивающего «соразмерность» рефракции по мере роста ребенка.
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0