Косоглазие. Клиника и лечение

+ -
0

 


Описание

В процессе постановки клинического диагноза необходимо определить, является ли косоглазие содружественным (рис.60—62) или паралитическим (рис.63— 66).

 

Нужную информацию можно получить, прежде всего, оценив экскурсию глазных яблок. Ребенку предлагают смотреть на игрушку, палец врача или рукоятку офтальмоскопа, которую перемещают в разных направлениях.

 

Особенно четко при этом выявляется нарушение функций мышц горизонтального действия. Показателем нормальной экскурсии глаза к носу (в основном функция медиальной прямой мышцы) является то, что воображаемая линия, соединяющая слезные точки, проходит по медиальному краю зрачка. При движении глаза в сторону виска (в основном функция латеральной прямой мышцы) наружный лимб должен доходить до латеральной спайки век.

 

Существуют более точные, но и более трудоемкие инструментальные способы исследований глазодвигательного аппарата (коордиметрия, исследование поля взора и др.). Для сходящегося косоглазия в связи с повышенным тонусом приводящих мышц характерна гипераддукция, а для расходящегося — гипоаддукция. При содружественном косоглазии движения глазных яблок во всех направлениях свободны, а при паралитическом — ограничены в сторону пораженной мышцы, что является главным дифференциально-диагностическим признаком.

При определении угла косоглазия (девиация) важно уловить такую особенность содружественного косоглазия, как равенство первичного и вторичного углов отклонения. Первичным называют угол отклонения чаще косящего глаза, а вторичным — девиацию реже косящего или некосящего глаза (при фиксации косящим).

Глаза попеременно выключают из акта зрения, закрывая их заслонкой или рукой. При паралитическом косоглазии вторичный угол косоглазия больше первичного. Имеется еще ряд дифференциально-диагностических критериев, среди которых можно выделить глазной тортиколлис и двоение, которые бывают при паралитическом косоглазии.

Величину девиации с достаточной для практических целей точностью можно определить по методу Гиршберга, а также на периметре и синоптофоре. При исследовании по методу Гиршберга с помощью офтальмоскопа определяют положение точечного светового рефлекса на роговице обоих глаз.

На фиксирующем глазу этот рефлекс всегда расположен в центре (или почти в центре) зрачка, а на косящем — асимметрично. При чаще у детей встречающемся сходящемся косоглазии (один глаз отклонен к носу) рефлекс смещен кнаружи от центра роговицы, а при расходящемся (один глаз отклонен к виску) — кнутри.

Если рефлекс расположен по краю узкого зрачка, угол косоглазия равен 15°, в центре радужки — 25—30°, на лимбе — 45°, за лимбом — 60° и более. Наряду с указанными видами косоглазия иногда встречается вертикальное (рис.67) и смешанное, когда имеется горизонтальное и вертикальное отклонение, свидетельствующее обычно о наличии пареза мышц.

Угол косоглазия определяют в очках и без очков, что дает возможность получить еще одну его характеристику. Если в условиях оптимальной оптической коррекции косоглазие исчезает, его называют аккомодационным, если уменьшается — частично аккомодационным, а если величина девиации не меняется — не аккомодационным. Чем более выражен аккомодационный компонент, тем меньше шансов на то, что в процессе лечения может потребоваться операция.

Из анамнестических сведений и при исследовании первичного и вторичного углов отклонения можно составить представление, является ли у ребенка косоглазие монолатеральным (см. рис.60) или альтернирующим (см. рис.61, 62). При первом из них постоянно косит один глаз, а при втором — попеременно оба, а другой глаз попеременно становится фиксирующим. При прочих равных условиях монолатеральное косоглазие хуже альтернирующего, так как всегда сопровождается более глубокими сенсорно-моторными нарушениями и амблиопией.

Кроме явного косоглазия, у детей бывает и скрытое (гетерофория), которое в обычных условиях отсутствует, но выявляется при наличии препятствия к бинокулярному слиянию изображений объекта. Это небольшое нарушение мышечного равновесия, встречающееся у некоторых детей с аномалиями рефракции, можно выявить по установочному движению.

Ребенку предлагают смотреть на врача и закрывают один его глаз ладонью. Под ладонью глаз при наличии скрытого косоглазия отклоняется кнутри или кнаружи. Если быстро убрать ладонь от лица, то благодаря стремлению к слиянию отклоненный глаз быстро возвращается в правильное, исходное положение.

Иногда косоглазие бывает мнимым. У некоторых детей положение глаз таково, что может создаться иллюзия сходящегося или расходящегося косоглазия. Обычно это обусловлено большой величиной угла между оптической осью глаз и зрительной линией (угол „гамма"). Бинокулярное зрение при этом не нарушено, установочных движений нет, лечение не требуется/

На основании изучения анамнестических сведений и объективных данных устанавливают развернутый клинический диагноз, который может выглядеть, например, так:
  1. косоглазие приобретенное первичное содружественное, частично аккомодационное альтернирующее, амблиопия средней степени обоих глаз с центральной фиксацией; гиперметропия обоих глаз высокой степени, простой гиперметропический астигматизм прямого типа;
  2. косоглазие правого глаза вторичное (катаракта) содружественное неаккомодационное монолатеральное, амблиопия высокой степени с устойчивой макулярной фиксацией, гиперметропия средней степени.

Лечение  косоглазия, конечной целью которого являются восстановление правильного положения глаз (ортотропия) и выработка бинокулярного зрения, следует начинать с момента установления диагноза.

Лечебные мероприятия  должны быть комплексными и направлены на улучшение общего состояния ребенка (предупреждение инфекционных заболеваний, ликвидация очагов хронической инфекции, гельминтозов, закаливание, рациональный режим и т.д.), нормализацию отношений между аккомодацией и конвергенцией, повышение остроты зрения, выработку или восстановление нормальных ретинокортикальных связей, развитие подвижности глаз.

Оптимальную очковую коррекцию аметропий осуществляют после точного определения клинической рефракции на фоне атропинизации (двукратное закапывание 1 % раствора сульфата атропина в течение 5—7 дней). При сходящемся косоглазии и дальнозоркости назначают плюсовые линзы с оптической силой на 0,5—1,0 дптр меньше выявленной степени дальнозоркости.

Если имеется сложный гиперметропический астигматизм, сферическую линзу назначают аналогично, а цилиндрическую — на 0,5 дптр меньше степени астигматизма. Уменьшение напряжения аккомодации у таких больных ослабляет импульс к конвергенции, и при ношении правильно назначенных очков у 25—30 % детей правильное положение глаз восстанавливается. Однако для выработки полноценного бинокулярного зрения этого нередко бывает недостаточно и необходимы специальные упражнения для выработки бинокулярного (одновременного) зрения (ортоптическое лечение).

Условием восстановления нормальной совместной деятельности обоих глаз является достаточная (не ниже 0,3) острота их зрения. Поэтому существенное место отводится лечению амблиопии — плеоптике. Основной метод лечения амблиопии — выключение из акта зрения лучше видящего глаза (прямая окклюзия) со зрительной нагрузкой на хуже видящий глаз.

У детей до 5-летнего возраста такое лечение проводят независимо от характера фиксации. Технически удобно выключать глаз из акта зрения с помощью специальной заслонки — окклюдора, который крепится к очковой оправе. У маленьких детей надежнее прикрыть глаз под стеклом очков стерильной салфеткой и укрепить ее полосками лейкопластыря.

Одновременно назначают упражнения с повышенной (но посильной) зрительной нагрузкой на амблиопичный глаз: обводить картинки, перерисовывать их через кальку, постепенно увеличивая число ее слоев, проставлять точки в квадратах разлинованного листа, перебирать крупу, заниматься мозаикой и т.д. Существуют специальные схемы такой нагрузки, учитывающие возраст детей, степень амблиопии, индивидуальные наклонности и т.д. Окклюзию проводят длительно (2—6мес) с периодическим, один раз в 2нед, контролем зрения обоих глаз, что помогает решить вопрос о необходимости дальнейшего выключения лучше видящего глаза в зависимости от динамики остроты зрения. Целью лечения амблиопии является повышение остроты зрения и перевод монолатерального косоглазия альтернирующее. Когда это достигнуто, окклюзию постепенно прекращают.

У маленьких детей (3—4 лет) в качестве альтернативы может применяйся методика пенализации (от p?nalit? — штраф); при этом „штрафуется" лучше видящий глаз. Принцип пенализации заключается в создании у больного искусственной анизометропии; при этом зрение лучше видящего глаза искусственно ухудшается, и фиксирующим становится амблиопичный глаз. Это достигается, например, длительной атропинизацией, назначением гиперкоррекции в 3,0 дптр лучше видящего глаза (искусственная миопия) и полной коррекции амблиопичного глаза.

Высокоэффективный метод лечения амблиопии у детей, начиная с 4—5лет, как с центральной, так и особенно с нецентральной фиксацией — локальное краткое фигурное раздражение светом центральной ямки сетчатки. В последние годы для этого используют и луч лазера. Лечение детей проводят 1—2 раза в день; на курс обычно 25—30 занятий.

При лечении по методу Кюпперса  используют последовательный образ в виде светлого пятна на темном фоне, возникающий после того, как периферию сетчатки раздражают адекватным светом, прикрыв фовеолярную зону круглой маркой. Затем больному дают зрительную нагрузку (оптотипы, упражнения в локализации и т.д.). Как вспомогательный метод при резко неустойчивой фиксации может применяться общее краткое фигурное раздражение светом сетчатки.

По достижении минимально необходимой остроты зрения назначают ортоптические упражнения, в том числе по развитию подвижности глаз и конвергенции. Последние можно проводить как в домашних условиях (передвигая перед лицом ребенка в разных направлениях игрушку, карандаш и предлагая смотреть на них), так и на специальной аппаратуре (мускулгренер, конвергенцгренер).

Наиболее распространенный в настоящее время прибор для ортоптического лечения в условиях специализированных детских учреждений — синоптофор, позволяющий развить способность глаз к слиянию изображений и фузионные резервы.

На центральные ямки сетчаток каждого глаза при этом проецируются два объекта, имеющих общие элементы — слияние (например, чайник без носика и чайник без ручки), реже не имеющие их — наложение (например, цыпленок и яйцо). При правильном положении глаз занятия по выработке бинокулярного зрения могут проводиться и дома с помощью зеркального стереоскопа или хейроскопа.

В последние годы все шире применяют систему так называемой диплоптики, направленной на восстановление нормального механизма фиксации двумя глазами (бификсация) в естественных условиях, в то время как в синоптофоре поля зрения обоих глаз искусственно разделены, и на определенном этапе лечения эти упражнения исчерпывают себя. Для закрепления бинокулярного зрения могут применяться занятия на разделителе полей зрения и с решеткой для чтения.

После того как у ребенка восстановилось правильное симметричное положение глаз и плоскостное слияние (на четырехточечном цветотесте определяется бинокулярное зрение), переходят к заключительному этапу лечения косоглазия—выработке стереоскопического, глубинного зрения.

С этой целью используют различные приборы (трехпалочковый, для забрасывания шариков и др.); некоторые из них могут быть изготовлены родителями и применяться в домашних условиях. Упражнения следует разнообразить, поддерживая интерес к ним ребенка.

Хирургический этап комплексного лечения ребенка с косоглазием необходим в тех случаях, когда постоянное (не менее года) ношение очков, упорное и регулярное плеопто-ортоптическое лечение не позволяют восстановить ортотропию. Оптимальным возрастом для операций считается 3—5лет с тем, чтобы в послеоперационном периоде вновь провести курс осознанного плеопто-ортоптического лечения и обеспечить поступление ребенка в школу с полноценным зрением.

Вид хирургического вмешательства определяют индивидуально в зависимости от состояния глазодвигательных мышц, их анатомотопографических особенностей, величины девиации; мышцы при этом остаются связанными с глазным яблоком. Для ослабления действия мышц под наркозом производят теномиопластику (удлинение), рецессию и др., а для усиления — резекцию или проррафию.

При альтернирующем косоглазии оба глаза предпочительно оперировать одноментно. Правильное положение глаз удается восстановить почти в 90 % случаев; небольшая остаточная девиация часто ликвидируется в результате последующих ортоптических упражнений. Повторно оперировать приходится редко.

В СССР впервые в мире создана сеть специализированных детских учреждений по лечению косоглазия и амблиопии (кабинеты охраны зрения — детские глазные сады — глазные санатории — стационары), что обеспечивает этапность, преемственность и высокую эффективность такого лечения.

В заключение необходимо особо отметить, что первая врачебная помощь детям с косоглазием предполагает, что каждый ребенок с данной патологией сразу после ее выявления, а это бывает преимущественно в возрасте 2—4 лет, будет определен в специализированное дошкольное учреждение (ясли- сад, детский сад).

При этом следует помнить о том, что в районе проживания детей с косоглазием может не быть специализированных (глазных) дошкольных учреждений. Задача педиатра вместе с офтальмологом — добиться через (Органы народного образования выделения „профильной" группы в детских садах общего профиля, чтобы дети с косоглазием были только в этих группах, а не оказались рассредоточенными по разным общим детским садам.

В этих „профильных" группах дети будут проходить лечение под контролем окулиста или медицинской сестры (ортоптистки). Лечебные мероприятия, как правило, осуществляют обученные окулистом воспитатели, так как эти мероприятия просты и общедоступны. Лечение в основном состоит в контроле за ношением очков, выключении одного глаза из акта зрения, зрительной игровой нагрузки.

 

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0