Патология глазодвигательного аппарата.
Описание
Основные задачи занятия. Установление причин возникновения косоглазия; выявление факторов, предрасполагающих к развитию косоглазия; определение вида косоглазия; характеристика осложнений косоглазия; выбор принципов и методов лечения амблиопии; определение методов ортоптического лечения косоглазия; изучение принципов оперативного исправления страбизма; усвоение рекомендаций по профилактике косоглазия; выявление нистагма у детей; установление роли гетерофории в возникновении косоглазия; выявление причин паралитического косоглазия.Порядок занятия. Обследуют больных с различными формами косоглазия с использованием всех доступных приемов, устанавливают диагноз, составляют план лечения. Знакомятся с аппаратурой и правилами использования ее для лечения больных.
Диагностика,клиника и лечение патологии глазодвигательного аппарата
Если возможно (в зависимости от возраста ребенка), то перед началом обследования необходимо познакомиться с анамнезом, выяснить, в каком возрасте появилось косоглазие. Обнаруженное с первых дней рождения, оно может быть обусловлено родовой травмой, при этом могут быть выявлены признаки пареза глазодвигательных мышц. Выясняют, возникло ли косоглазие внезапно или постепенно, в чем родители видят причину его появления. Если последнее связывается с перенесенным глазным заболеванием, то, возможно, его развитию способствовало понижение зрения. Уточняют наличие амблиопии, признаков паралитического косоглазия.
У всех больных с косоглазием тщательно обследуют как передний отрезок глаза, так и глазное дно при расширенном зрачке.
Для решения вопроса о лечении необходимо выяснить, носит ли больной очки, в каком возрасте они были ему выписаны, носит постоянно или периодически. Устанавливают, когда были выписаны последние очки и какие; исправляют ли они косоглазие, и если да, то в какой мере.
Уточняют, проводилось ли еще какое-либо лечение (выключение глаза, упражнения на приборах, операции и т. д.) и какой это дало результат.
После выяснения всех этих вопросов необходимо исследовать остроту зрения у ребенка, сначала без коррекции, затем в имеющихся очках. Если зрение окажется в очках ниже 1,0, делают попытку коррекции его. Если даже с коррекцией не удалось добиться полноценного зрения, это может свидетельствовать при отсутствии морфологических изменений со стороны глаза об устойчивом снижении зрения без видимых органических изменений в результате существующего косоглазия — дисбинокулярной амблиопии. Наиболее удобно деление амблиопии по степени тяжести, исходя из возможности обучения в школе и службе в армии (Е. И. Ковалевский, 1969): первая (легкая)—0,8—0,5, вторая (средняя) — 0,4—0,3, третья (тяжелая)—0,2—0,05, четвертая (очень тяжелая) —0,04 и ниже. Существуют и другие градации выраженности амблиопии (Э. С. Аветисов, 1968).
Далее по возможности определяется характер фиксации. При этом имеется в виду, что нецентральная фиксация сопровождается очень низкой остротой зрения.
У всех больных с косоглазием для того чтобы решить, нуждаются ли они в ношении очков, исследуют клиническую рефракцию методом скиаскопии или рефрактометрии через 60—80 минут после 2—3-кратного закапывания в глаз 1% раствора гоматропина, 0,1 — 0,25% раствора скополамина в сочетании с 1 % раствором кокаина и последующего закапывания 0,1% адреналина. Следует помнить, что закапывание циклоплегиков лишает дальнозорких больных возможности чрезмерно аккомодировать, поэтому у ряда больных с гиперметропией, не носивших очков. у которых косоглазие возниклс в связи с нарушением соотно шения между аккомодацией и конвергенцией, после выключения аккомодации девиация глаза исчезает, тогда этот вид косоглазия можно считать аккомодационным. Следовательно, очковая коррекция аметропии (дальнозоркости при сходящемся косоглазии и близорукости при расходящемся) избавляет больного от аккомодационного косоглазия.
В тех случаях, когда коррекция аметропии не полностью устраняет отклонение глаза, косоглазие следует считать частично аккомодационным.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Если косоглазие не уменьшается под влиянием коррекции, то значит оно носит неаккомодационный характер.
При осмотре ребенка устанавливают вид косоглазия. Глаз может быть отклонен кнутри — сходящееся косоглазие (strabismus convergens; рис. 93)
Рис. 93. Содружественное сходящееся монолатеральное косоглазие до (а) и после (б) операции.
или кнаружи — расходящееся (strabismus divergens; рис. 94).
Рис. 94. Расходящееся косоглазие.
Иногда наряду с горизонтальным отклонением имеется девиация глаза кверху (strabismus sursum vergens) или книзу (strabismus deorsum vergens). Вертикальное отклонение глаза обычно свидетельствует о наличии пареза мышц.
Следующий этап в исследовании — определение угла косоглазия. Его определяют различными методами, наиболее простым из которых является метод Гиршберга. При этом исследовании об угле отклонения судят по положению точечного рефлекса от источника света на роговице косящего глаза. Для получения рефлекса используют зеркало офтальмоскопа, которое приставляют к нижнему краю орбиты. Больного просят смотреть в зеркало. На роговице фиксирующего глаза больного соответственно центру или почти в центре зрачка появляется точечный рефлекс. На косящем глазу световой рефлекс обнаруживается асимметрично рефлексу фиксирующего глаза (первичный угол отклонения). При сходящемся косоглазии рефлекс оказывается сдвинутым кнаружи от центра роговицы, при расходящемся — кнутри. Расположение его по краю узкого зрачка указывает на угол 15°, в центре радужки—25—30°, на лимбе— 45° (рис. 96).
Рис. 96. Измерение угла косоглазия способом Гиршберга.
I — схема; II — положение светового рефлекса при исследовании.
I — схема; II — положение светового рефлекса при исследовании.
Для определения угла вторичного отклонения (отклонение чаще фиксирующего глаза) прикрывают фиксирующий глаз рукой, заставляя больного смотреть на зеркало офальмоскопа чаще отклоняющимся глазом. При содружественном косоглазии (strabismus concomitans) первичный и вторичный углы отклонения бывают равны, большая разница в их величине выявляется при паралитическом косоглазии (strabismus paraliticus).
Несколько точнее исследование угла отклонения на периметре. Для этого в слегка затемненном помещении необходимо усадить больного ребенка за периметр, установив подбородок его в середине подставки. В центре горизонтально расположенной дуги периметра помещают свечу, которую больной должен фиксировать. Вторую свечу перемещают вдоль периметра до тех пор, пока изображение ее на роговице косящего глаза не займет положения, симметричного изображению свечи на фиксирующем глазу. Положение свечи на дуге периметра определяет степень отклонения глаза (рис. 97).
Рис. 97. Страбометрия на периметре (а) и схема измерения (б).
?Угол косоглазия можно определить на синоптофоре (рис. 98).
Рис. 98. Синоптофор (а) и слияние картинок в синоптофоре (б).
Благодаря наличию в приборе двух подвижных объектов, их можно установить соответственно углу косоглазия, проецируя световой рефлекс на область центральных ямок сетчаток обоих глаз. Проверить правильность их положения можно по наличию установочного движения глаз при попеременном освещении то одного, то другого объекта. В этом случае угол косоглазия определяется по шкале прибора соответственно положению зрительных линий.
Угол косоглазия определяется как без очков, так и в очках.
У всех детей с косоглазием любого вида определяют характер зрения при открытых глазах с помощью цветового прибора. Исследование проводят как в очках, так и без них. У детей с косоглазием зрение, как правило, бывает монокулярным, редко одновременным.
Следующий этап в обследовании ребенка с косоглазием заключается в определении функционального состояния глазодвигательных мышц. Судить о подвижности глаз можно, предлагая больному следить за пальцем исследователя, перемещаемым в разных направлениях. При этом исследовании более четко выявляются нарушения функции мышц, главным образом горизонтального действия. Если внутренняя прямая мышца нормально функционирует, при повороте глазного яблока внутренний край зрачка доходит до уровня слезных точек (рис. 99).
Рис. 99. Схема нормальной экскурсии глазных яблок.
Для сходящегося косоглазия в связи с тренированностью этой мышцы у дальнозорких, как правило, характерна гиперфункция аддуктора. Расходящееся косоглазие, напротив, в силу слабости внутренней прямой мышцы сопровождается некоторым ограничением движения глаза кнутри. При отведении глазного яблока в норме наружный лимб должен доходить до наружной спайки век. Важным признаком паралитического косоглазия является ограничение движения глазного яблока в сторону парализованной мышцы.
После получения сведений о состоянии сенсорного и моторного аппарата у больного с косоглазием, а также исследования всех сред глаза, остроты и поля зрения ставят клинический диагноз и намечают план лечения: например, содружественное сходящееся косоглазие правого глаза, неаккомодационное, амблиопия средней степени; дальнозоркий астигматизм.
В некоторых случаях, в связи с тем что имеется значительное расхождение между зрительной линией и оптической осью глаза (угол гамма), создается ложное впечатление сходящегося или расходящегося косоглазия. Такое состояние называется мнимым косоглазием. При нем не нарушено бинокулярное зрение, лечению оно не подлежит.
Нередко у детей при аномалиях рефракции можно выявить скрытое косоглазие (гетерофория) —расстройство мышечного равновесия, которое скрывается благодаря наличию бинокулярного зрения. Скрытое косоглазие можно обнаружить, если устранить стремление к слиянию. Для этого, попросив ребенка фиксировать предмет, расположенный от него на расстоянии 25—30 см, прикрывают один его глаз ладонью. Создается препятствие для бинокулярного зрения. Под ладонью глаз отклоняется кнутри или кнаружи в зависимости от вида гетерофории. Если быстро убрать ладонь, то благодаря стремлению к слиянию отклоненный глаз совершает установочное движение. При нарушении у ребенка бинокулярного зрения гетерофория является фактором, благоприятствующим появлению видимого косоглазия.
Одним из видов нарушений деятельности глазодвигательного аппарата является нистагм (nystagmus). Нистагмом называют самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению колебательных движений он может быть горизонтальным, вертикальным, ротаторным. Разнообразным может быть размах колебаний и его частота. При нистагме, как правило, значительно нарушается визуальная функция. Нистагм может быть лабиринтный и центральный. У детей наиболее часто наблюдается глазной, или фиксационный, нистагм, обусловленный резким понижением зрения в связи с различной глазной патологией.
Дифференциальная диагностика содружественного и паралитичеакого косоглазия не представляет значительных трудностей и осуществляется в процессе тщательного исследования моторной функции глаз.
Лечение содружественного косоглазия: консервативный этап (пред- и послеоперационный) и хирургический.
Консервативное лечение заключается в восстановлении нормальных соотношений между аккомодацией и конвергенцией, попытке поднять остроту зрения, в восстановлении ретино-кортикальных связей, развитии подвижности глаз.
При косоглазии, если у больного имеется аномалия рефракции и в прошлом очки не выписывались или не соответствовуют рефракции, прежде всего выписывают очки. При ношении правильно выписанных очков у 21—35% больных исчезает отклонение глаза. При аккомодационном косоглазии обычно достаточно только очковой коррекции аметропии и анизометропии. В единичных случаях при аккомодационном косоглазии после непродолжительного ношения очков появляется бинокулярное зрение, однако чаще зрение остается монокулярным, и поэтому необходимо проведение ортоптического лечения, заключающегося в совместном упражнении обоих глаз до появления бинокулярного зрения.
Если у больного, несмотря на ношение очков, зрение остается низким, т. е. имеется амблиопия, небходимо перед операцией провести курс плеоптического лечения, направленного на устранение амблиопии. Зрение амблиопичного глаза должно быть не ниже 0,3, чтобы в послеоперационном периоде можно было приступить к ортоптическим упражнениям. При более низкой остроте зрения эти занятия, как правило, неэффективны.
У детей младшего возраста (до 5 лет) для лечения амблиопии независимо от вида фиксации применяется метод прямой заклейки (окклюзии), т. е. выключение лучше видящего глаза. Расстройство фиксации в этом возрасте бывает обычно нестойким. Хорошо видящий глаз после прикрытия его стерильной салфеткой заклеивают пластырем. Можно закрыть темной бумагой и пластырем стекло в очках. Но лучше всего пользоваться специальным мягким окклюдором, фиксируемым в очках (рис. 100).
Рис. 100. Окклюдор.
С целью тренировки амблиопичного глаза одновременно назначают упражнения с повышенной зрительной нагрузкой. Через каждые 3 дня необходимо снимать окклюдор (заклейку) и вводить в конъюнктивальный мешок дезинфицирующие капли. Раз в две недели проверяют остроту зрения обоих глаз. Обычно зрение амблиопичного глаза быстро улучшается уже в первые Две недели после начала лечения. Если зрение лучше видящего глаза снижается до 0,6, необходимо время окклюзии уменьшить на 1—2 часа. В последующем вопрос о длительности дневной окклюзии решают в зависимости от динамики зрения обоих глаз.
Обычно прямая окклюзия продолжается несколько месяцев. Когда зрение амблиопичного глаза уравнивается со
зрением лучше видящего глаза, окклюзию прекращают. Постепенно начинают открывать глаз, увеличивая с каждым днем время расклейки, чтобы предотвратить внезапное падение зрения до первоначальных цифр. Восстановление зрения амблиопичного глаза часто сопровождается переходом монолатерального косоглазия в альтернирующее (перемежающееся), что в дальнейшем предотвращает повторное появление амблиопии.
У детей старше 5—6 лет при неправильной фиксации амблиопичного глаза выключение лучше видящего глаза не рекомендуется, так как это приводит к упрочению неправильной фиксации. Иногда в таких случаях выключают амблиопичный глаз (обратная окклюзия) на 1—11/2 месяца. В течение этого срока в отдельных случаях восстанавливается правильная фиксация.
У детей школьного возраста, как при центральной, так, особенно, при неправильной фиксации, проводят лечение по методу Аветисова.
Метод Аветисова заключается в раздражении центральной ямки сетчатки светом импульсной лампы, введенной в оптическую систему большого офтальмоскопа. Усадив ребенка за прибор и установив конец фиксационной иглы так, чтобы тень от ее кончика находилась на центральной ямке, подводят к игле лампу и включают ее на 15— 20 секунд. Раздражение производят трижды в течение сеанса. Курс лечения — 25—30 занятий.
Оперативное лечение осуществляется с учетом функциональной способности глазодвигательных мышц. При сходящемся косоглазии с большим отклонением глаза предпочтительна операция теномиопластики по Ковалевскому (1967) с целью удлинения мышцы, при меньших углах — рецессии внутренней прямой мышцы. При наличии альтернирующего косоглазия следует производить однотипные операции одномоментно на обоих глазах.
Если операция на внутренних прямых мышцах недостаточно эффективна, возможно вмешательство на наружны х— резекция (теноррафия), проррафия. При расходящемся косоглазии в связи со слабостью внутренней прямой мышцы, как правило, производят теноррафию внутренней прямой мышцы или дозированную частичную ее резекцию с пересадкой ближе к лимбу.
В послеоперационном периоде снова проводится весь комплекс плеопто-ортоптического лечения, направленный на повышение зрения, ликвидацию остаточной девиации, восстановление нормальной корреспонденции сетчаток, развитие фузии (слияния изображений).
При нормальной корреспонденции сетчаток занятия по выработке бинокулярного зрения проводятся дома на зеркальном стереоскопе (рис. 101)
Рис. 101. Зеркальный стереоскоп.
или хейроскопе (рис. 102).
Рис. 102. Хейроскоп.
Лечение должно быть длительным и регулярным (1—2 года), пока не появится бинокулярное зрение — свидетельство выздоровления больного. Появившееся бинокулярное зрение закрепляется занятиями с решеткой и на разделителе полей зрения (рис. 104).
Рис. 104. Разделитель полей зрения.
Если при обследовании у больного обнаружены явные признаки паралича или пареза одной из мышц (ограничение подвижности глазного яблока, диплопия), необходимо подвергнуть его тщательному неврологическому обследованию. Вопрос об оперативном вмешательстве ставится в таких случаях только после длительного лечения основного заболевания и согласуется с невропатологом.
Лечение косоглазия начинается с 3—4 лет и должно заканчиваться в дошкольном возрасте.
Профилактика косоглазия заключается в раннем определении клинической рефракции (до 1—2 лет), проверке остроты зрения и очковой коррекции аметропии, а также в раннем выявлении и устранении патологических изменений в глазу, соблюдении санитарно-гигиенических условий зрительной работы.
Практические навыки
1. Исследовать угол косоглазия всеми описанными способами.
2. Исследовать функции мышц по экскурсии глазных яблок.
3. Ознакомиться со следующей аппаратурой: синоптофором, хейроскопом, конвергенцтренером, мускултренером, разделителем полей зрения, решеткой для чтения, цветовым тестом.
---
Статья из книги: Руководство к практическим занятиям по детской офтальмологии | Ковалевский Е. И.
Комментариев 0