Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Измерение протяженности и формы абсолютного поля зрения

+ -
+1

Описание

Измерение протяженности и формы абсолютного поля зрения


Цель занятия. Познакомить слушателей с конструкцией различных периметров и на примере работы с базовой моделью ПРП обучить их технике определения абсолютного поля зрения в норме и при патологических его изменениях.

Методика проведения занятия.
Слушатели готовят домашнее задание (методика исследования поля зрения при помощи периметров по современным учебникам офтальмологии и по данному разделу Методических указаний). В ходе практического занятия они предметно усваивают технику подготовки периметра, больного и помещения к исследованию, способы контроля за правильностью юстировки прибора и несложные приемы его, настройки, методику освобождения границ поля зрения от затеняющего действия выступающих частей лица, обеспечение фиксации взора больного, правила проведения тест-объектов и регистрации результатов в простых и сложных случаям. Навыки работы закрепляются при отработке упражнений.

Содержание занятия



Приборы для исследования поля зрения — периметры — могут быть простыми или электрифицированными, а в зависимости от вида поверхности, по которой перемещается тест-объект — дуговыми или шаровыми. Обычно радиус дуги или полусферы периметров составляет около 30 см. Внутренняя их поверхность имеет серый или черный цвет. Все приборы снабжены упором для фиксации головы больного. К, простым периметрам прилагается набор указок с различными тест-объектами; электрифицированные приборы имеют узлы световой проекции и перемещения тест-объектов по фоновой поверхности, а также механизм «автоматического» переноса результатов периметрии на специальные бланки.

Наличие достаточно четких заводских инструкций по сборке и эксплуатации периметров делает излишним дублирование подобной информации в данных указаниях. При дальнейшем изложении мы остановимся лишь на тех вопросах юстировки и эксплуатации периметров, которые представляются полезным дополнением к имеющейся литературе.

Рассмотрим более подробно методику исследования абсолютного поля зрения на примере работы с базовой моделью отечественного проекционного периметра — ПРП (рис. 13).



Периметр желательно устанавливать на специальном приборном винтовом столике, однако не везде это удается сделать.

Поэтому можно воспользоваться любым столиком подходящей высоты, но не тумбочкой, которая не позволяет правильно усаживать больного.

Проверка освещения заключается в следующем. Прибор включается в сеть через трансформатор. Все три диска с диафрагмами и фильтрами (7), расположенные сверху на корпусе прибора, ставят в нулевое положение— рисками верх. При этом на внутренней стороне дуги (3) должно появиться яркое и гомогенное пятно света диаметром в 10 мм. Если его нет, или если оно неравномерно по светлоте, то регулируют положение патрона с лампой в цоколе (6) двумя центрировочными винтами. Затем по-очереди вращают диски, проверяя работу фильтров и диафрагм. Необходимо проверить также направлена ли сверху па регистрационный узел ПРП (4) дополнительная подсветка, которая нужна для активного наблюдения за ходом регистрации границ поля зрения и его дефектов. Для создания легкой подсветки самой дуги периметра необходимо сзади и сбоку от больного поставить на пол небольшую переносную лампу, прикрыв ее ширмой настолько, чтобы врач мог еще видеть исследуемый глаз и контролировать правильность его положения в процессе периметрии.

Частым источником помех периметрии является неверная юстировка механической части проекционно-регистрационного узла прибора. При выведении тест-объекта в центр дуги периметра, то есть на фиксационный крестик, отметочная игла должна расположиться точно на оси вращения дуги, а против указателя шкалы барабана (10) должен установиться «0». Обычно эта согласованность при эксплуатации прибора довольно быстро нарушается за счет двух возможных причин (рис. 14).



Во-первых, тросик (1) привода подвижной головки осветителя может проскальзывать в желобке барабана (2), во-вторых, рамка (3) отметочной иглы (4) может смещаться по направляющему тросику (обычно вниз).



Признаком неполадки первого рода (рис. 15, схема I) будет несовпадение установки шкалы барабана (1—2) с реальным положением тест-объекта (3) относительно фиксационной метки (4), или же обратная ситуация (схема II). Для устранения этой неполадки нужно на нижней поверхности барабана найти винт, стопорящий тросик, и, вывернув его на 1—2 оборота, ослабить зажим троса. Затем прочно удерживая левой рукой вращающуюся осветительную головку в таком положении, чтобы световой зайчик находился точно в центре дуги (на крестике), правой рукой проворачивают барабан— при неподвижном тросике! — до совмещения нулевого деления шкалы с риской указателя. После двух-трех попыток обычно удается сделать это достаточно точно. Затем стопорным винтом вновь прочно фиксируют тросик к барабану. Если это не удается сделать из-за срабатываемости деталей — винта или барабана — в соответствующем месте нужно положить прокладки из металлической фольги.



После того, как эта работа выполнена, или врач убедился, что барабан не сбит и его нулевая установка точно совпадает с центральным положением тест-объекта, переходят к проверке правильности положения накалывающего приспособления. Для этого в регистрационный паз вставляют чистый лист бумаги, вырезанный по форме стандартного бланка. Затем, поставив барабан на «О», тест-объект — в центр дуги, а саму дугу — горизонтально, производят на бумаге накол. После этого острие иглы чуть извлекают из бумаги и начинают вращать дугу вокруг оси (рис. 16, схема I). Наблюдение ведется за положением острия отметочной иглы относительно первого накола. Если при повороте дуги на 90° вправо или влево игла остается по отношению к нему неподвижной (схема II), значит система центрирована правильно.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]



Как видно из рис. 17, признаком децентрации рамки отметочной иглы по тросику книзу будет видимое смещение острия вверх и в сторону при переводе дуги в вертикальную позицию (схема I). Признаком ее децентрации кверху будет перемещение иглы вниз и в сторону (схема II). Отсюда следует, что отметочную иглу вместе с рамкой нужно передвигать по тросику при юстировке в ту же сторону, куда она смещается, и ровно настолько, чтобы ее движения при поворотах дуги совсем исчезли.

Для нужного сдвига неправильно расположенной отметочной иглы по тросику необходимо слегка ослабить два фиксирующих винта (4) на ее рамке. После точной центрировки всей системы: «зайчик» — в центре дуги, барабан — на «О», отметочная игла— не смещается относительно пробного накола при вращении дуги — эти винты вновь плотно зажимаются.



Важную роль в проведении правильного исследования играют манипуляции с подвижными узлами лицевого установа. Как видно из рисунка 18, лицевой установ ПРП имеет довольно много степеней свободы. Так, вращая винт (1), можно наклонять лобный упор взад—вперед. После временного ослабления зажима (2) оголовник может разворачиваться вокруг вертикальной оси вправо и влево. Вращением маховичка (3) подбородник смещается вверх — вниз. Весь этот узел передвигается по направляющим (4) вправо—влево. Наконец, ослабив винт (5), можно перемещать сам лицевой установ вдоль штатива (вперед—назад) и закреплять его на новом месте.

Зачем же нужны все эти зачастую дублирующие друг друга движения? Не имея ответа на этот вопрос, врач зачастую оставляет без внимания некоторые из винтов лицевого установа, используя лишь три перемещения головы, предназначенные для вполне ясной цели — установки исследуемого глаза в центр дуги периметра (см. ниже).

Но, не используя всех предусмотренных в ПРП перемещений подбородника и лобного упора, невозможно исследовать границы абсолютного поля зрения. Дело в том, что устранение затеняющего действия бровей, носа и щек полнее всего достигается соответствующими поворотами и наклонами головы вместе с лицевым установом. Методика периметрии с таким освобождением границ абсолютного поля зрения у нас наиболее активно пропагандировалась Н. Н. Дислером, но в практику лечебных учреждений внедряется с большим трудом. Возможно, из-за того, что она вносит в обычную периметрию целый ряд дополнительных действий. Рассмотрим их подробнее в ходе выполнения Упражнения № 4.

Упражнение № 4. Изменение положения головы исследуемого при периметрии с сохранением правильной центрировки глаза.

Включите периметр. Усадите больного в удобном положении, не завязывая ему глаза. Подбородок и лоб его поместите плотно в лицевой установ. Станьте справа от больного. Эта поза предпочтительна, так как барабан передвижения объекта по дуге удобнее приводить в действие правой рукой, а левая рука понадобится для удерживания верхнего века, вращения дуги и для других нужных манипуляций. Поставьте дугу прибора в исходное горизонтальное положение. Разыщите на верхне-задней поверхности периметра кнопку включения центрирующих проекционных колец и нажмите на нее указательным пальцем правой руки. На лице больного в этот момент появятся два световые кольца. Пусть больной смотрит в центр дуги периметра обоими глазами. Начинать исследование можно с любого глаза, но мы начнем с правого, для чего нужно добиться, чтобы оба колечка совместились в одно примерно на лимбе роговицы этого глаза. Вращением соответствующего маховичка (3) поднимите подбородник, пока кольца не окажутся вровень с глазами больного. Затем, отпустив зажим, смещений лицевого установа в передне-заднем направлении (5), то есть вдоль станины ПРП, осторожно передвиньте установ вместе с головой больного левой рукой вперед или назад, чтобы кольца совместились на коже лица. Далее несколько смещая установ влево-вправо вдоль направляющих (4), переведите совмещенные уже кольца на лимб исследуемого глаза и прежде, чем закрепить отпущенный зажимной винт (5), внесите нужную небольшую коррекцию в положение глаза по высоте и по отстоянию от дуги ПРП (если, конечно, в этом будет необходимость).

Переход к исследованию второго (левого) глаза после этого осуществляется проще — осторожным смещением лицевого установа с расположенной в нем головой больного по направляющим поперек станины прибора на величину межзрачкового расстояния данного больного. После этого выполняется контроль за правильностью достигнутой позиции при помощи тех же центри-ровочных колец; если нужно — в положение головы вносится небольшая поправка. Выполните и это задание несколько раз, сопровождая передвижение головы больного соответствующими устными инструкциями типа «сдвинем голову налево», «откиньте голову немного кзади» и т. д.

Итак, голова больного стоит прямо и правый глаз его расположен в центре дуги периметра (рис. 19, схема 1).



Этим самым вы создали оптимальные условия для исследования височной границы абсолютного поля зрения в нескольких рядом расположенных меридианах. После этого целесообразно переходить сразу к исследованию носового (внутреннего) сектора поля зрения, так как это потребует меньшего объема дополнительных движений. Ослабьте винт фиксации оголовника к стойке подбородника. Затем разверните оголовник налево на угол в 20—30°. Пусть больной также повернет голову налево и опять прижмется к лобному упору. Но смотреть он при этом должен по-прежнему — в центр дуги периметра. Такой поворот головы, максимально открывающий поле зрения правого глаза (схема II) или левого глаза (схема III) во внутреннем секторе от затеняющего действия носа, неизбежно вызовет небольшой сдвиг исследуемого глаза в сторону поворота, то есть влево, и несколько вперед. Для компенсации возникшего смещения под контролем световых колец чуть сдвиньте лицевой уставов направо и кзади.



Третьей позицией может быть, например, поза откинутой головы, которая создается для проверки абсолютного поля зрения сверху (см. рис. 20, схема 1). Оголовник возвращается во фронтальную позицию. Весь лицевой установ смещается по салазкам максимально вперед, а лобный упор — вращением винта (1) —назад: настолько, чтобы центрировочные кольца вновь совпали на роговице. В заключение отработайте переход к исследованию нижнего сектора поля зрения (схема II). Для этого переместите лицевой установ по салазкам к больному, а оголовник наклоните вперед, чтобы кольца центрировались по-прежнему на роговице исследуемого глаза, смотрящего на фиксационный объект несколько исподлобья.

Выполните эти процедуры многократно друг на друге и на разных больных. В конце концов вы убедитесь в том, что они легко выполнимы. И никогда не жалейте в будущем времени на соблюдение этих условий при клинической периметрии. Наградой за это будет абсолютная точность исследования, недоступная для ваших более торопливых коллег.

Как восстановить своё здоровье и зрение с помощью простых упражнений для глаз Вы можете узнать из уникальной методики Майкла Ричардсона "Видеть Без Очков". Более 80-ти лет наслаждения прекрасным зрением и здоровьем!


Итак, в процессе исследования абсолютного поля зрения голова больного должна периодически изменять свое положение относительно дуги ПРП. Об этом свидетельствует, прежде всего, сама конструкция прибора, рассчитанная на эти, казалось бы, — излишние наклоны, повороты и передвижения лицевого установа. Но этого мало. Для беспрепятственной проверки верхней границы абсолютного поля зрения обязательно нужно также поднимать верхнее веко исследуемого глаза. Обычно это делает врач — пальцем своей левой руки, не занятой вращением барабана. При этом возникает опасность: как бы этот палец сам не перекрыл обследуемый краевой участок поля зрения.



На рис. 21 показано, как нужно поднимать веко правого (схемы I, II) и левого (схемы III и IV) глаз, чтобы палец находился не в плоскости исследуемых меридианов (они обозначены стрелками).

Упражнение № 5. Техника подъема верхнего века при исследовании верхних границ поля зрения.

Усадите больного в позицию с откинутой кзади головой и тщательно отработайте приемы поднятия верхнего века его обоих глаз большим пальцем (на правом глазу) или указательным пальцем (на левом глазу). Пользуйтесь своей левой рукой, опираясь на схемы рис. 21, как на эталоны. Для выработки синхронности действий, одновременно держите и вращайте правой кистью барабан смещений объекта по дуге, ориентируя ту часть дуги периметра, по которой движется тест-объект, то вверх, то вверх — направо, то вверх — налево (рис. 22).



Для контроля за точностью своих действий можете одеть на головку периметра зеркальную приставку Зубова (рис. 23).



Тщательно отрегулируйте наклон зеркальца, чтобы при исходной установке прибора, когда, шкала барабана стоит на цифре «О», зайчик от зеркальца падал точно на глаз больного. А затем повторите серию измерений верхней границы поля зрения, следя за тем, покрывает ли зайчик света в крайних отведениях зеркальца кверху ваш палец, или же палец остается в стороне, а свет падает непосредственно на исследуемый глаз. В дальнейшем научитесь мысленно определять эту линию проекции тест-объекта в зрачок больного при разных положениях дуги и располагать конец пальца на веке явно вне пределов исследуемой зоны.

Стоит сказать несколько слов о методике оклюзин второго глаза (рис. 24).



Используя ватно-марлевые подушечки и бинт, нередко накладывают их таким образом, что участок периферического зрения исследуемого глаза в верхне-внутреннем квадранте перекрывается повязкой (схема I). Поэтому нужно использовать очень плоские, небольшие подушечки, которые как и бинт ни в коем случае не должны выходить на переносицу больного (схема II).

Подготовка к работе включает и зарядку регистрационного узла периметра бланком. Обычно фирменные бланки быстро используются, и на местах печатаются их копии (на квадратных листах более или менее плотной бумаги). Как лучше всего выкраивать такие бланки? Опыт показывает, что округло обрезанные (как оригиналы) бланки с течением времени начинают плохо удерживаться в зажимном устройстве: они легко смещаются при наколах, что приводит к ошибкам исследования.. Можно, конечно, заменить ссохшуюся резиновую подкладку, но это довольно кропотливая работа. Проще поступать так (разработка Е. И. Хейнмана). Квадратная форма бланка сохраняется, но на нижнем его обрезе делаются два треугольных выреза (рис. 25, 1 и 2). В эти вырезы попадают болты, несущие верхнее зажимное кольцо регистрирующего устройства; бланк легко входит в щель до нужного положения и надежно фиксируется по четырем углам.



Поскольку репродуцированный бланк часто бывает односторонним, а вкладывают его в фиксатор лицевой стороной к резине, то для правильной центрации бланка нужно предварительно нанести на нем карандашом по линейке линию вдоль вертикального меридиана. Вдавленность от этой линии должна проступать выпуклостью па обратной стороне бланка. Затем, в центре бланка делают сквозной прокол острием иглы, которая на время извлекается из накалывающего приспособления. Перед вкладыванием бланка поворачивают барабан хорошо отъюстированного периметра на нулевую установку; затем вводят бланк в щель слева направо и передвигают его до тех пор, пока след от проведенной черты не совпадет с горизонтальными белыми отметками на поверхности зажимного кольца, а центральный накол — не совместится с острием иглы, введенной обратно в направляющую трубку (но не до упора в резиновую подкладку!).

Усадив больного за подготовленный таким образом прибор, нужно на время периметрии установить достаточно жесткую пространственную связь между исследуемым глазом и дугой периметра, для чего взор больного ориентируют на центр дуги. Там помещается фиксационная метка в виде светящегося красного крестика, видного только со стороны больного. На главной стойке ПРП, выше места прикрепления дуги со стороны лицевого установа имеется почти утопленный в корпус маховичок, вращением которого нужно установить ту минимальную яркость этого крестика, при которой больной еще в состоянии его фиксировать взором.

Если в центральной зоне поля зрения имеется дефект, и больной вовсе не видит центральной метки, фиксацию взора осуществляют на палец руки больного, поставленный в середину дуги периметра. Эта методика дает не очень надежные результаты, в связи с чем необходимо тщательно контролировать правильность положения глаза во время самого исследования, а также пользоваться большим числом проводок объекта по дуге, чем обычно, с последующим усреднением полученных данных. Используя такой способ фиксации взора, нужно следить и за тем, чтобы не повредить руку больного при вращении дуги периметра.

Подготовив периметр, помещение и больного, приступают к исследованию. Но здесь очень важно выбрать верное направление движений тест-объекта, который проецируется на дугу периметра. Вообще говоря, перемещать его можно и от центра к периферии, и от периферии к центру. Нетрудно понять, что при первом способе предъявления метки ответы больного, фиксирующие ее исчезновение из поля зрения, должны запаздывать по сравнению с ответом «вижу» или «есть» в тот момент, когда больной впервые заметит тест-объект своим периферическим зрением при обратном движении его по дуге. Связано это со следовой реакцией, благодаря которой какое-то время больной «видит» метку, хотя она уже вышла за границу поля зрения. Более точные ответы получаются поэтому при предъявлении метки «на появление», а не «на исчезновение».

Это направление считается предпочтительным. Но нужно помнить, что и оно не обеспечивает полной точности получаемой границы, т. к. у разных пациентов может быть разная степень внимательности, объект по дуге трудно вести рукой всегда со строго одинаковой скоростью, да и на прохождение нервного импульса от глаза до. языка больного требуется известное время, в течение которого метка продолжает двигаться по дуге, и накол запаздывает. Все это неизбежно. Но отнюдь не мешает получать сопоставимые результаты. Нужно только всегда вести объект в одном избранном направлении, не быстро (2—3 см в 1 секунду), по возможности—с одинаковой скоростью, а само исследование в каждой точке повторять не менее трех раз, чтобы убедиться, что ответы больного совпадают (зрительный контроль за этим проводится по шкале на барабане, а накол ставится в конце серии проб — в наиболее часто встречающемся месте).

При прочих равных обстоятельствах периметрия окажется тем точнее, чем круче будет угол пересечения границы поля зрения движущимся тест-объектом (то есть, чем ближе он к 90°). При нормальных границах поля зрения этому требованию достаточно точно соответствует методика проведения тест-объекта в радиальном направлении — от края дуги к ее центру.

Если абсолютное поле зрения больного сужено, граница его может приобретать самую замысловатую форму, сливаясь иногда с границей центральных дефектов поля зрения. В этих случаях простого перемещения объекта по меридианам может оказаться недостаточно. Дело в том, что тест-объект, двигаясь касательно к границе дефекта, входит в пределы видимости столь постепенно, что больной теряет способность точно определять момент его появления. Интервалы между проколами становятся очень большими, а реальная конфигурация и площадь дефекта ускользают от внимания врача (рис. 26, схема!).



Как видно из этого рисунка, полную ясность в топографию суженного поля зрения может внести лишь такое сложное перемещение тест-объекта, которое соответствует основному требованию— перпендикулярности его движения к линии границы в каждой данной точке (схема II). Но для этого приходится прибегать к нестандартным действиям: перемещать тест-объект вокруг центра, остановив барабан и вращая саму дугу, а также сочетать два возможные движения, одновременно вращая правой рукой барабан, а левой — дугу ПРП вокруг оси.

Когда абсолютное поле зрения сужено, нет необходимости освобождать его от затеняющего действия брови, век и носа. Поэтому левая рука врача остается свободной и может принять участие в перемещении дуги (рис. 27).



Однако тут возникает сложность с регистрацией результатов, поскольку на бланке появляется много наколов, которых даже в одном меридиане может быть 3—4 и более. Как правильно соединить их линией «границы»? Рекомендуем поступать следующим образом.

Сначала объект проводят по каждому из основных 8—12 по-лумеридианов— от крайней периферии до центра. Если в каком-то из них уже замеченный тест-объект перестает восприниматься больным, а затем вновь появляется в поле зрения, то точки его исчезновения и появления последовательно накалывают. Затем отметочная игла отводится в сторону, и врач мягким карандашом тут же на обратной стороне бланка соединяет линиями свежие точки-наколы, окаймляющие «слепые» участки, выявленные в данном полумеридиане (см. рис. 28, схема I).



Затем исследование продолжают. Когда общая конфигурация сохраняющегося поля зрения станет ясной при оценке проведенных штрихов (схема II), врач, не вынимая бланка, снова отводит иглу в сторону и соединяет карандашом концы отрезков, проводя линию, образующую на задней стороне бланка пока еще не вполне точный контур границы поля зрения (схема III).

Неясные места в этом контуре проверяются описанными выше круговыми или сочетанными движениями объекта. При этом врач смотрит, в основном, на оборотную, уже расчерченную им сторону бланка, устанавливая всякий раз объект в нужную точку по положению острия иглы относительно уже нарисованных контуров. Соединяя затем уточняющие наколы, врач выявляет всю линию границы поля зрения — но наносит ее фактически на задней поверхности бланка (схема IV). И лишь после извлечения бланка из держателя, поместив его перед яркой лампочкой, переводят «на просвет» контур границы на лицевую сторону бланка и сплошь зачерняют все дефектные зоны (схема V). Если расстояния между соседними наколами малы, допускается переводить границу в виде плавно изгибающейся, а не многоугольной линии.

Для правильного выбора места и направления уточняющих движений тест-объекта острие отметочной иглы должно располагаться не далее 1 мм от поверхности бланка, то есть почти скользить по нему. Этого добиваются правильной установкой иглы в направляющей трубке, которая должна быть достаточно тугой. Следует заранее подтянуть и тросик привода оптической головки. Если его эластичность будет недостаточна для «самоизвлечения» иглы из бумаги, при повороте дуги или при вращении барабана произойдет разрыв бланка, или же он сместится в зажиме. А в обоих этих случаях исследование приходится начинать заново.

Упражнение № 6. Техника проведения тест-объекта при обширном выпадении поля зрения.

Нарисуйте на бланке «сложный» дефект поля зрения произвольной конфигурации, переведите его контур на тыльную сторону бланка и закрепите бланк в периметре. Попытайтесь обколоть дефект поля точно по границе, перемещая острие отметочной иглы все время строго перпендикулярно контуру дефекта и уменьшая до 2—3 мм интервалы между проколами там, где это необходимо для построения правильной кривой (где граница поля зрения сильно искривлена). Повторите эту манипуляцию 5—10 раз с «полями зрения» различной конфигурации. В заключение закрепите полученный навык исследованием нескольких больных с соответствующей патологией (глаукоме III ст.; тромбоз ветви центральной венулы сетчатки и т. п.). У каждого больного повторите периметрию 2-3 раза, не глядя на уже заполненные бланки. Показателем того, что вы добились достаточной точности и надежности в работе, будет почти полное совпадение результатов таких повторных исследований.

* * *


В заключение советуем, так сказать, воочию убедиться в полезности рассмотренной выше методики измерения границ абсолютного поля зрения.

Упражнение № 7. Самооценка разницы между абсолютным и относительными полями зрения.

Попросите кого-либо из товарищей помочь вам при выполнении этого упражнения, так как в нем вам придется выполнять роль обследуемого, а не врача. Вращением диафрагм поставьте на дуге периметра тест-объект диаметром в 5 мм при полной яркости. Поместите дугу вертикально, а метку уведите вверх на крайнюю периферию. Затем сядьте, поставив голову в лицевой уставов, и пусть помощник отцентрирует ваш незавязанный глаз при обычном (прямом) положении головы. После этого помощник начнет смещать тест-объект вниз, пока вы его не заметите, и запомнит соответствующие градусы по шкале барабана. Затем вашу голову нужно перевести в положение «лоб кзади, подбородок вперед»; а теперь пусть повторят замер границы поля зрения по верхнему меридиану. Отметили разницу? И наконец, поднимите сами верхнее веко пальцем, но только правильно, и снова попросите повторить исследование. Не правда ли, граница поля зрения отодвинулась кверху еще ощутимее?

Проведите такое же исследование во внутреннем и в нижне-внутреннем меридианах, в которых затеняющее действие спинки носа выражено сильнее всего, — один раз при прямой позиции головы, а второй — с поворотом головы в сторону неисследуемого глаза (при помощи поворота оголовника в нужном направлении). Несомненно, полученная разница будет значительной. Для точного исследования верхне-внутреннего сектора поля зрения, особенно — при глубоком положении глаз в орбитах или при очень высокой переносице вам придется не только повернуть голову, но и откинуть ее назад.

В этом «косом» меридиане замеченное Вами расширение поля зрения (по сравнению с данными первоначального исследования при прямом положении головы) может быть также весьма выраженным. Другие меридианы дадут в этом отношении менее наглядные результаты.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ



6. Как нужно соединять наколы на периметрическом бланке — отрезками прямой линии или плавно изгибающейся линией?

7. В каком случае исследование всех границ поля зрения можно вести при неподвижной голове больного?

8. Когда для больного, подлежащего периметрическому исследованию, должен быть приготовлен не обычный, а винтовой стул?

9. Можно ли с помощью ПРП достаточно точно установить конфигурацию и протяженность поля зрения у больного с невполне зрелой катарактой, если он не видит самого крупного тест-объекта при полной его яркости?

10. Для чего в ПРП сзади под основанием оптической трубы имеется рычажок, покачивания которого приводят к тому, что тест-объект начинает «мигать»?




---

Статья из книги: Исследование поля зрения и внутриглазного давления у взрослых и детей | Горбань А.И.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0