Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Методики обследования состояния глаза. | Часть 1.

+ -
-1
Методики обследования состояния глаза. | Часть 1.

Описание

Основные задачи занятия. Освоить методы исследования переднего отдела глаза с помощью бокового освещения, комбинированного метода, биомикроскопии; изучить прозрачные среды глаза с помощью осмотра в проходящем свете; исследовать глазное дно методом обратной и прямой офтальмоскопии; овладеть методами исследования внутриглазного давления, передней камеры, размеров глазного яблока.

Порядок занятия. Студенты друг у друга и у больных детей осматривают глаз и его придатки при естественном освещении. Затем переходят к более детальному осмотру методом бокового и комбинированного освещения. Преломляющие среды глаза осматривают в проходящем свете. Глазное дно исследуют методом офтальмоскопии. Далее студенты знакомятся с более сложными методами исследования: биомикроскопией, тонометрией и тонографией, эхобиометрией, экзофтальмометрией.

В отличие от классического метода обследования, применяемого у взрослых, при котором исследованию органа зрения предшествует собирание анамнеза, педиатр осуществляет осмотр ребенка уже в процессе вхождения в контакт с ним. Следует основываться прежде всего на данных объективного исследования, а уже затем целенаправленно собирать анамнез (у ребенка и родителей).

Осмотр органа зрения независимо от жалоб и первого впечатления всегда должен проводиться последовательно, по принципу анатомического расположения отдельных его частей. Однако незыблемым должно быть правило: начинать обследование с проверки зрительных функций и прежде всего остроты зрения, так как после диагностических вмешательств ребенок уже не даст правильных показаний о состоянии зрения.

Внешний осмотр глаза при естественном освещении



Исследование органа зрения у детей начинают с внешнего осмотра придаточного и вспомогательного аппарата глаза. В области орбиты изменения могут быть связаны главным образом с врожденной патологией в виде дермо идных кист, мозговой грыжи или опухолей (ангиомы, саркомы и т. д.). Обращают внимание на состояние век. В редких случаях может быть врожденная или приобретенная колобома век, сращение их (ankyloblepharon) врожденное или в результате грубого рубцового процесса. Нередко можно видеть врожденное опущение верхнего века (ptosis). Возможны изменения со стороны кожи век (гиперемия, подкожные кровоизлияния, отек, инфильтрация) и краев век (чешуйки и корочки у основания ресниц, изъязвления, кисты и др.).

Обычно веки плотно прилежат к глазному яблоку, но иногда при хронических воспалительных процессах слизистой оболочки может появиться выворот нижнего века, а при рубцовых изменениях слизистой оболочки и хряща — заворот век. Иногда у детей на первом месяце жизни обнаруживают врожденный заворот нижнего века, ресницы при этом повернуты к роговице. При вывороте нижнего века слезная точка, обычно обращенная в сторону глазного яблока и погруженная в слезное озеро, несколько отстает, что приводит к слезостоянию и слезотечению.

При осмотре обращают внимание на правильность роста ресниц. При язвенном блефарите, трахоме, хроническом мейбомите может наблюдаться неправильный рост ресниц (trichiasis), облысение краев век (madarosis).

О состоянии слезовыводящих путей следует судить по выраженности слезных точек, их положению, наличию отделяемого из них при надавливании на область слезных канальцев (каналикулит) или слезного мешка (дакриоцистит).

Осмотр слезной железы (пальпебральной ее части) осуществляется путем оттягивания верхнего века кверху, при этом обследуемый должен смотреть на кончик своего носа. При некоторых острых и хронических воспалительных процессах (дакриоаденит) железа может быть увеличена, иногда сквозь слизистую оболочку можно видеть кистовидное перерождение ее, абсцессы и др.

Обращают внимание на положение глазных яблок в орбите. Возможно смещение глаза кпереди (exophthalmos), чаще наблюдаемое при ретробульбарных кровоизлияниях, опухолях (величина выстояния глаза определяется экзофтальмометром). Смещение глазного яблока назад (епоphthalmus) наблюдается при повреждении костей орбиты, синдроме Горнера. Наиболее часто у детей встречается боковое отклонение глазного яблока (strabismus). Проверяют объем движений глазного яблока. Для этого обследуемый фиксирует двигающийся во всех направлениях палец врача при неподвижном положении головы. Так выявляют парез отдельных глазодвигательных мышц, обнаруживают нистагм при крайних отведениях глазных яблок, преобладание той или иной группы мышц. Кроме того, создается представление о величине глазных яблок (буфтальм, микрофтальм), размерах роговицы (микро- и макрокорнеа), глубине передней камеры, размерах и реакции на свет зрачка, состоянии области зрачка (мидриаз, колобома) и пр.

Осмотр глаза методом бокового освещения



Для исследования состояния слизистой оболочки век и переднего отдела глазного яблока (слизистая оболочка глазного яблока, склеры, роговой оболочки, передней камеры, радужной оболочки и зрачка), а также хрусталика используют метод фокального или бокового освещения (рис. 33).
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]



Рис. 33. Осмотр с боковым освещением.


Исследование призводят в затемненном помещении, лампу помещают слева и спереди от больного. Врач освещает глазное яблоко пациента, отбрасывая от лампы фокусированный пучок света на отдельные участки его с помощью линзы в 13,0 или 20,0 D. Слизистая оболочка нижнего века становится доступной для осмотра при оттягивании края века книзу, ребенок при этом должен смотреть вверх (рис. 34).



Рис. 34. Осмотр слизистой оболочки нижнего века и нижней переходной складки.


При осмотре слизистой оболочки следует обращать внимание на все ее части (хрящевую, область переходной складки и нижней половины глазного яблока). При этом определяют цвет, поверхность (фолликулы, сосочки, полипозные разрастания), подвижность, просвечивание протоков мейбомиевых желез, наличие отечности, инфильтрации, рубцовых изменений, инородных тел, пленок, отделяемого и т. д.

Чтобы тщательно осмотреть конъюнктиву верхнего века, необходимо вывернуть его (рис. 35).



Рис. 35. Последовательные этапы вывертывания верхнего века.


Для этого просят больного посмотреть вниз и большим пальЦем левой руки оттягивают веко кверху так, чтобы ресничный край века отошел от глазного яблока. Большим и указательным пальцами правой руки захватывают его ближе к основанию ресниц и стараются поднять край века кверху, в то время как большим или указательным пальцем левой руки отдавливают верхний край хряща книзу. Вывернутое веко удерживают большим пальцем левой руки в таком положении до тех пор, пока не будет закончен осмотр.

Для исследования слизистой оболочки верхнего свода, которая останется невидимой при обычном вывороте, необходимо при вывернутом веке слегка надавить через нижнее веко на глазное яблоко (рис. 36).



Рис. 36. Осмотр слизистой оболочки верхнего свода.


При этом рыхло связанная с подлежащими тканями верхняя переходная складка выступает в области глазной щели.Для более тщательного осмотра верхнего свода, особенно при подозрении на инородные тела в этом отделе конъюнктивы, производят с помощью векоподъемника двойной выворот.

Слизистую оболочку глазного яблока также исследуют при фокальном освещении. Фиксируют внимание на состоянии ее сосудов, прозрачности, наличии участков изменений (воспаление, новообразования, рубцовые изменения, пигментация и др.). Сквозь слизистую оболочку обычно просвечивает белая или голубоватая склера. При поражении роговой, склеральной и сосудистой оболочек воспалительного характера расширяются сосуды, расположенные в склере или в толще склеры вокруг лимба.

Обращают внимание на состояние лимба. Он может быть расширен (глаукома), утолщен (весенний катар), инфильтрирован (трахома). На него могут заходить сосуды конъюнктивы глазного яблока (трахома, скрофулез). Особенно тщательно исследуют с помощью фокального освещения роговую оболочку. Иногда у детей при резком блефароспазме (сжимание век) или отеке (гонорея, дифтерия) не удается раздвинуть веки. В таких случаях для осмотра переднего отрезка глазного яблока приходится использовать векоподъемники. Мать ребенка или медицинская сестра крепко прижимает к себе ребенка, обхватив одной рукой его тело с прижатыми руками, другой — головку. Ноги ребенка мать зажимает между коленями. Врач слегка оттягивает верхнее веко и осторожно подводит под него векоподъемник (рис. 37).



Рис. 37. Фиксация ребенка в вертикальном положении и осмотр с векоподъемником.


Если ребенок очень беспокоен, то его укладывают на спину, врач фиксирует головку ребенка между коленями, мать удерживает руки и ноги ребенка. В таком случае руки врача также остаются свободными.

Осмотр комбинированным методом



Для более детального осмотра органа зрения пользуются также комбинированным методом исследования (рис. 38).



Рис. 38. Осмотр комбинированным методом.


Он заключается в осмотре освещенного места через сильную лупу, служащую увеличительным стеклом, при боковом освещении глаза. Вместо второй лупы можно использовать бинокулярную, дающую увеличение в 6— 10 раз (рис. 39).



Рис. 39. Осмотр с бинокулярной лупой.


Особенно удобно пользоваться этим методом в амбулаторных условиях при отсутствии щелевой лампы.

При исследовании роговицы фиксируют внимание на ее размерах, форме, прозрачности и т. д. При наличии изменений определяют свежесть воспалительных инфильтратов, их форму, глубину расположения, участки изъязвлений. Обращают внимание на врастание поверхностных и глубоких сосудов в роговицу, гладкость, сферичность И блеск ее поверхности. Осматривая роговицу, всегда необходимо исследовать ее чувствительность. Наиболее просто она определяется кусочком ваты с истонченным концом, который при прикосновении к роговице вызывает защитный рефлекс (смыкание век, отдергивание). Для объективизации исследований используют специально изготовленные волоски, а также альгезиметры (Б. Л. Радзиховского, А. Н. Добромыслова и др.).

Для обнаружения дефектов эпителия роговицы производят инстилляцию одной капли 1 % раствора флюоресцеина в конъюнктивальный мешок. После нескольких миганий конъюнктивальная полость промывается физиологическим раствором. Краска, легко смываясь с поверхности роговицы, покрытой эпителием, окрашивает эрозированные местав изумрудно-зеленый цвет (рис. 40).



Рис. 40. Эрозия роговицы при тупой травме глаза до (а) и после (б) закапывания флюоресцеина.


Эти участки хорошо видны при осмотре комбинированным методом.

Затем исследуют переднюю камеру. Фиксируют внимание на ее глубине, равномерности, прозрачности влаги, наличии в ней крови, экссудата и т. д.

При осмотре радужной оболочки определяют ее цвет (наличие гетерохромии, участков избыточной пигментации). Радиарный рисунок радужной оболочки, обычно зависящий от состояния ее трабекулярной ткани, бывает хорошо выражен в светлых радужках; также четко видна в них пигментная бахромка по краю зрачковой области. Обнаруживают врожденные и приобретенные дефекты радужной оболочки, сращение ее с роговицей (synechia anterior), с передней капсулой хрусталика (synechia posterior). Сращения могут быть единичными, по краю зрачка, и круговыми (synechia circularis, seclusio pupillae). Они возникают обычно в результате воспалительного процесса в сосудистом тракте. При повреждениях наблюдаются, отрывы радужки у корня (iridodialisis), надрывы и разрывы сфинктера зрачка.

Исследование зрачка начинают с определения его формы, ширины, прямой и содружественной реакции на свет. Разная ширина зрачков левого и правого глаза (anisocoria) — нередко явление патологическое. Прямая реакция зрачка на свет проверяется путем наведения на него пучка света с помощью линзы или офтальмоскопа. При этом неисследуемый глаз плотно закрывают ладонью. Зрачковая реакция считается «живой», если под влиянием света зрачок быстро и отчетливо суживается, и «вялой», если реакция зрачка замедлена и недостаточна. Изменение прямой зрачковой реакции может зависеть от нарушения проводимости двигательного нисходящего пути рефлекса или от нарушений в области соединения оптического и двигательного пути. Исследуя содружественную реакцию зрачка, освещают офтальмоскопом один глаз, следя за реакцией зрачка другого глаза. В заключение проверяют реакцию зрачков на установку на близкое расстояние, проходящую при участии аккомодации и конвергенции. Для этого ребенка просят фиксировать предмет, постепенно приближающийся к глазам, и следят за реакцией зрачков, которые при этом суживаются. При поражении двигательного пути рефлекса реакция зрачков отсутствует.

Могут отмечаться такие врожденные изменения, как смещение зрачка (corectopia) или много зрачков (policoria), а при иридодиализе — изменение формы зрачка.

Осмотр глаза в проходящем свете



Глубокие среды глаза — хрусталик и стекловидное тело — исследуют в проходящем свете с помощью офтальмоскопа. Источник света (матовая электрическая лампа 60— 100 вт) располагают слева и позади больного ребенка, врач садится напротив. С помощью офтальмоскопического зеркала, помещенного перед правым глазом исследователя, с расстояния 20—30 см в зрачок обследуемого глаза направляют пучок света. Исследователь рассматривает зрачок через отверстие офтальмоскопа. Отраженные от глазного дна (преимущественно от сосудистой оболочки) лучи обусловливают красное свечение зрачка, особенно четко наблюдаемое, если он расширен. В случаях, когда преломляющие среды глаза прозрачны, рефлекс с глазного дна бывает равномерно красный. Различные препятствия на пути прохождения светового пучка, т. е. помутнения сред, задерживают часть отраженных от глазного дна лучей, и на фоне красного зрачка эти помутнения видны как темные пятна разнообразной формы и величины. Изменения в роговице можно легко исключить при осмотре с помощью бокового освещения.

Помутнения хрусталика и стекловидного тела дифференцируются довольно легко. Сравнительную глубину залегания помутнений можно определить, предлагая ребенку смотреть в разные стороны. Темные пятна на фоне красного зрачка, связанные с помутнением хрусталика, перемещаются по отношению к центру зрачка, естественно, только при движении глазного яблока. Те из них, которые расположены в передних слоях хрусталика, смещаются в направлении движения глаза, расположенные в задних отделах — в обратном направлении. Помутнения передних отделов хрусталика достаточно четко бывают видны и при боковом освещении. Изменения стекловидного тела выглядят несколько иначе. Чаще всего они напоминают темные тяжи, хлопья, которые продолжают перемещаться после остановки взора. При значительном изменении стекловидного тела вследствие воспаления сосудистого тракта или кровоизлияния рефлекс с глазного дна становится тусклым или отсутствует.

Офтальмоскопия



Исследование глазного дна осуществляется методом офтальмоскопии. Это один из важнейших методов исследования органа зрения, позволяющий судить о состоянии сетчатки, ее сосудов, сосудистой оболочки и зрительного нерва. Наиболее широко применяется метод офтальмоскопии в обратном виде. Исследование производят в затемненной комнате. Офтальмоскопическое зеркало устанавливают перед правым глазом исследователя, сидящего на расстоянии 40—50 см от обследуемого. Источник света располагается позади и слева от пациента, как при осмотре в проходящем свете. После получения равномерного свечения зрачка исследователь ставит лупу, обычно в 13,0 D, в 7—8 см перед глазом ребенка, упираясь пальцем в его лоб (рис. 41).



Рис. 41. Офтальмоскопия в обратном виде.


Необходимо при этом следить, чтобы зрачок исследователя, отверстие зеркала, центр лупы и зрачок обследуемого находились на одной линии. Действительное обратное и увеличенное примерно в 5 раз изображение глазного дна видно висящим в воздухе на расстоянии около 7 см перед лупой. Для рассмотрения большей области глазного дна зрачок пациента предварительно расширяют, если нет противопоказаний, закапывая 1% раствор солянокислого гоматропина или 0,1 — 0,25% раствор бромистоводородного скополамина.

Осмотр глазного дна начинают с наиболее заметной части его — диска зрительного нерва (рис. 42).



Рис. 42. Нормальное глазное дно.


Так как он расположен кнутри от заднего полюса, то при офтальмоскопии можно видеть его лишь при повороте глазного яблока на 12—15° к носу. На красном фоне глазного дна диск зрительного нерва представляется желтовато-розоватым, слегка овальным образованием с четкими границами. У детей до 1—2 лет диск чаще сероватый. Кровоснабжение носовой половины его лучше, поэтому цвет ее более яркий. В центре диска вследствие некоторого расхождения волокон образуется беловатая сосудистая воронка (физиологическая экскавация). Цвет, контуры и ткань диска зрительного нерва изменяются при воспалительных, застойных явлениях, атрофии зрительного нерва, при поражении сосудистой оболочки и многих общих заболеваниях, в частности сосудов, крови и др. Обращают внимание на состояние сосудов сетчатки, выходящих из середины диска зрительного нерва, на их калибр, цвет, ширину рефлексной полоски, располагающейся вдоль просвета более крупных артерий и вен. Калибр сосудов (у здорового ребенка в первые месяцы жизни соотношение калибра артерий и вен 1:2, в старшем возрасте — 2:3) изменяется как при ряде заболеваний глаза, так и многих общих заболеваниях, в частности артериальной гипертонии, эндартериите, заболеваниях почек, диабете и т. д.

Наиболее важной частью сетчатки в функциональном отношении является желтое пятно. Его лучше исследовать, предварительно расширив зрачок. Ребенок при этом должен смотреть на зеркало офтальмоскопа. Желтое пятно при обратной офтальмоскопии у старших детей представляется в виде темно-красного овала, окруженного блестящей полоской — макулярным рефлексом, образуемым за счет утолщения сетчатки по краю желтого пятна. В центре желтого пятна обычно видна блестящая светлая точка — рефлекс от центральной ямки, фовеолярный рефлекс. У новорожденных и детей первого года жизни макулярного и фовеолярного рефлексов нет. В области желтого пятна сосуды сетчатки не видны или иногда несколько заходят на его периферию.

Периферию глазного дна вплоть до зубчатой линии осматривают при различных направлениях взора пациента.

Рисунок и цвет глазного дна во многом зависят от содержания пигмента в пигментном эпителии сетчатки и сосудистой оболочке. Чаще глазное дно бывает равномерно окрашенным в красный цвет, и на нем отчетливо видны сосуды сетчатки. При меньшем содержании пигмента в пигментном эпителии сетчатки становятся видны сосуды сосудистой оболочки. Чем меньше пигмента на глазном дне, тем более светлым оно представляется вследствие просвечивания склеры. С возрастом тон глазного дна изменяется от бледно-розового к темно-красному.

Для более тщательного изучения изменений глазного дна и достижения большого увеличения прибегают к офтальмоскопии в прямом виде. С этой целью используют электрический офтальмоскоп, снабженный собственной осветительной системой. Увеличительным стеклом при этом служат преломляющие среды глаза обследуемого (достигается увеличение в 13—15 раз). Прибор питается от электросети через понижающий трансформатор. Более удобно проводить осмотр при расширенном зрачке. При прямой офтальмоскопии исследователь максимально приближается к глазу ребенка (на 2—4 см), пока в отверстие офтальмоскопа не станет видно глазное дно. Офтальмоскоп держат так, чтобы указательный палец исследователя лежал на диске с корригирующими стеклами (рис. 43).



Рис. 43. Офтальмоскопия в прямом виде с помощью электроофтальмоскопа.


Вращая диск, ставят линзу, дающую наиболее резкое изображение глазного дна. Правый глаз ребенка осматривают правым глазом, а левый — левым. Прямая офтальмоскопия дает возможность увидеть такие тонкие изменения, характер которых при обратной офтальмоскопии остается неясным.

Наиболее совершенным прибором для исследования глазного дна является большой безрефлексный офтальмоскоп (БО; рис. 44).



Рис. 44. Осмотр глазного дна на большом безрефлексном офтальмоскопе.


Благодаря значительному увеличению и имеющейся бинокулярной насадке с его помощью возможно стереоскопическое исследование глазного дна, что особенно необходимо при дифференцировании тонких изменений в диске зрительного нерва.

В последние годы для исследования глазного дна используют электрический офтальмохромоскоп (конструкция А. М. Водовозова), позволяющий осматривать глазное дно в свете различного спектрального состава (красный, желто-зеленый, бескрасный, пурпурный и др.), и поляризационный фотоофтальмоскоп (рис. 45)



Рис. 45. Осмотр глазного дна в поляризованном свете и регистрация изменений на офтальмополярофоте.


для исследования и фотографирования глазного дна в поляризованном свете (разработан Р. М. Тамаровой). Эти приборы помогают уточнить характер процесса в сетчатке, зрительном нерве, сосудистой оболочке, выявить изменения, незаметные или плохо различимые при обычной офтальмоскопии.

Регистрация изменений может осуществляться ручной фотографической камерой (рис. 46)



Рис. 46. Ручная фотокамера.


и офтальмо(ретино) фотом, киноаппаратом «Красногорск» и приспособлением к стационарной щелевой лампе.

Продолжение в следующей статье: Методики обследования состояния глаза. | Часть 2.


---

Статья из книги: Руководство к практическим занятиям по детской офтальмологии | Ковалевский Е. И.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 3

  1. utteroivory
    + -
    0
    utteroivory 15 марта 2012 20:00
    Автору респект, спасибо за статью!
  2. aideseAppella
    + -
    0
    aideseAppella 23 марта 2012 18:08
    Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.
  3. Breasiatheade
    + -
    0
    Breasiatheade 21 августа 2012 02:08
    Многим посетителям рекомендую посмотреть