Ощущение и восприятие цвета
Описание
Для психофизиологии цветового зрения основное содержание понятия «цвет» заключается в его сенсорных качествах, которые мы будем рассматривать в этом разделе. Представление о цвете как об ощущении, как о сенсорном образе можно получить, если в течение некоторого времени (например, 1—3 с) световое излучение наблюдать через апертуру — маленькое отверстие в большом непрозрачном экране, или как «гансфельд» — засветку всей сетчатки однородным излучением через матовую сферическую поверхность из стекла или пластмассы.Цветовые образы, которые возникают в таких лабораторных условиях, называются апертурными цветами. В реальном восприятии мы практически никогда не имеем дела с апертурными цветами. Восприятие оперирует предметными образами, в которых представлены все качества целостного зрительного образа. Кроме цвета, это величина, контур или форма, фактура, фон и др.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Однако предметный образ (или коротко — перцепт) отличается от сенсорного не только большим числом базисных качеств. Перцепт обладает многими свойствами, не специфичными для сенсорных образов. Для перцепта характерны объектность, т. е. локализация образа во внешнем мире, жесткое связывание его с физическим объектом; константность, т. е. определенная независимость перцепта от изменения отдельных сенсорных качеств и условий наблюдения (длительности, освещенности, угла зрения, угловой величины, бинокулярности); категориальность, т. е. перцепт является в значительной степени результатом семантической интерпретации актуальных сенсорных качеств и зависит от научения, установки или ожидания, перцептивной задачи и т. д.; целостность — отдельные сенсорные качества могут существенно меняться в зависимости от того, в какой перцепт они входят.
Поэтому в реальном восприятии цвет, будучи всегда тесна связан с другими сенсорными качествами перцепта, переходит из класса сенсорных феноменов в класс перцептивных.
Для обозначения цветовых характеристик перцепта мы будем применять термин предметные цвета. Как характеристика перцепта предметный цвет всегда несет на себе отпечаток его специфических нецветовых свойств, т. е. объектности, константности и т. д. С нашей точки зрения, существует принципиальное психофизиологическое различие между апертурными цветами, как сенсорными феноменами и предметными цветами как феноменами перцептивными, поскольку в первом случае мы должны направить внимание на нейронные механизмы собственно цветового зрения,, тогда как во втором случае — на нейронные механизмы восприятия вообще. Таким образом, со стороны психологии восприятия предмет психофизиологии цветового зрения ограничивается рамками феноменологии апертурных цветов.
Когда мы говорим, что апертурный цвет отличается от предметного так же, как ощущение отличается от восприятия, мы: должны помнить, что это сопоставление условно, потому что и апертурный цвет, по существу, тоже является перцептом, а неощущением, только перцептом крайне вырожденным. Кроме цвета в нем сохраняются только три сенсорных качества: пространственность (маленькое отверстие или сплошное поле), длительность и светимость (или лучистость).
Это базисный набор факторов, который определяется физической природой зрительной стимуляции как пространственно-временного распределения светового излучения непосредственно на рецепторах сетчатки. В психологин зрительного восприятия его называют проксимальным стимулом, в отличие от реальной физической сцены, которую называют дистальным стимулом.
Без проксимального стимула не может быть процесса видения, а без процесса видения не может быть его результата — перцепта. Поэтому, строго говоря, нельзя увидеть цвет как ощущение, но можно создать такой проксимальный стимул, который вызовет перцепт, где цветовое ощущение будет значительно доминировать над остальными зрительными сенсорными и перцептивными качествами, так что произойдет фактическая редукция перцепта к сенсорному цветовому образу. Именно в этом смысле и можно апертурный цвет называть ощущением цвета, или сенсорным цветовым образом.
Комментариев 0