Развитие зрительной системы у ребенка с нормальным зрением
Описание
Клинические особенности и патогенетические механизмы нарушения зрительных функций при врожденных катарактах
Врожденные катаракты являются частой причиной слепоты и глубокого слабовидения. Мутный хрусталик пропускает свет, но не позволяет формировать изображение на сетчатке глаза. В связи с этим врожденную катаракту можно рассматривать качестве модели зрительной депривации у человека (рис. 3.1).
Начиная с классических работ Д.Хьюбела (D.Yubel) и Т.Визела (Т.Wiesel) во многих исследованиях показана необходимость зрительных ощущений для развития и поддержания функций нервной системы животных. Ограничение зрительной афферентации в раннем возрасте приводит к неправильному развитию, характерным структурным и функциональным изменениям на всех уровнях зрительного анализатора, наиболее выраженным в зрительных корковых центрах. Эти изменения сопровождаются нарушением основных зрительных функций: остроты зрения, контрастной и спектральной чувствительности, восприятия формы и глубины изображения.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Зрительная система наиболее интенсивно развивается в первое полугодие жизни ребенка.
В возрасте от 2 до 6 мес формируются периферические и центральные механизмы сенсорного анализа. В результате этого повышаются зрительные функции, лежащие в основе зрительного восприятия.
К 2-месячному возрасту появляется бинокулярная фиксация, являющаяся основой бинокулярного зрения. Острота зрения имеет низкие значения и составляет в среднем 0,05 + 0,01. К 6-месячному возрасту, она увеличивается более чем в 3 раза, не достигая показателей у взрослого нормально видящего человека. В этот возрастной период значительно улучшается контрастная чувствительность.
У ребенка появляются инициативные движения глаз, направленные на поиск раздражителя. Меняя объект фиксации и прослеживания, он начинает различить не только простые, но и комплексные стимулы. Направленные движения глаз, способность дифференцирования являются основой для формирования зрительного восприятия.
В этот период происходит интенсивное морфологическое созревание проекционных отделов зрительного анализатора. Формируются макулярная и фовеолярная области сетчатки, в основном завершается созревание зрительных путей, в частности миелинизация их волокон. Созревают подкорковые структуры зрительного анализатора. К 6-месячному возрасту объем латерального коленчатого тела человека увеличивается в 2 раза, оставаясь в дальнейшем стабильным в течение жизни. Возрастает размер клеток. Количество шипиков на дендритах и соме увеличивается к 4-месячному возрасту, постепенно уменьшаясь до уровня у взрослых к 9 мес жизни ребенка.
В это же время наблюдается усиленный синаптогенез в зрительной коре с достижением максимальной синаптической плотности приблизительно к 8-месячному возрасту. Увеличивается ширина коры во всех зрительных полях, происходят дифференциация клеточных элементов зрительной коры и формирование корковых зрительных центров.
Существенные структурные изменения происходят и в ассоциативных отделах коры, участвующих в процессе зрительного восприятия. В течение первого года жизни интенсивно формируется височно-теменнозатыпочная область, играющая особую роль в идентификации сложных изображений.
Усиленно созревает поле 8 лобной области, принимающее участие в осуществлении глазодвигательной координации.
В соответствии с морфологическим созреванием структур зрительного анализатора происходит становление зрительного альфаритма ЭЭГ у младенцев. Многие авторы связывают его со зрительными функциями, усиленно формирующимися в первое полугодие жизни.
В возрасте от 2 до 6 мес; происходит наиболее интенсивное созревание зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) в ответ на реверсию шахматных полей. В этот период усложняется конфигурация ЗВП, значительно уменьшается латентность и увеличивается амплитуда основных компонентов, появляется реакция на шахматные поля с малым размером ячеек (табл. 3.1).
Быстрое созревание ЗВП и зрительных функций, интенсивные структурные преобразования периферических и центральных отделов зрительного анализатора в возрасте от 2 до 6 мес позволяют рассматривать его как критический период формирования зрительной перцептивной системы.
Согласно концепции периодизации индивидуального развития, ведущее значение в этом возрасте имеет не только критерий скорости развития, но и повышенная чувствительность к воздействиям окружающей среды. Именно в период бурного созревания зрительной системы ограничение зрительной афферентации, обусловленное раачичными заболеваниями глаз, особенно опасно. Оно приводит не только к снижению зрительных функций, лежащих в основе зрительного восприятия, но и к задержке психомоторного развития, что определяет своеобразие дальнейшего психического развития ребенка.
Вследствие повышенной чувствительности к воздействиям внешней среды этот возрастной период одновременно является оптимальным для проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию нарушенных зрительных функций и восприятия в целом.
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0