Поражения постгеникулярных зрительных путей у детей раннего возраста
Описание
В мире насчитывается более 1,5 млн слепых детей. В экономически развитых странах основными причинами слепоты и слабовидения у детей являются заболевания зрительных путей различной локализации: церебральные зрительные поражения (30—36 %), атрофия зрительного нерва (11 — 13 %) и аномалии развития зрительного нерва (более 5 %).У 49 % детей с неврологическими заболеваниями снижение зрения обусловлено церебральными зрительными поражениями.
В последнее десятилетие отмечается значительное увеличение числа детей раннего возраста с церебральными зрительными поражениями, благодаря достижениям перинатального выхаживания недоношенных детей и зрелых младенцев с асфиксией, нейроинфекциями, токсико-дисметаболическими нарушениями и пороками развития ЦНС, а также улучшению диагностики зрительных расстройств, обусловленных патологией ЦНС.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Врожденные или рано приобретенные церебральные зрительные поражения у детей отличаются от аналогичных поражений у взрослых, так как нейроны зрительной системы чрезвычайно пластичны в раннем возрасте и мозг грудных детей реагирует на поражение иначе, чем у взрослых. В первые месяцы жизни (сенситивный период) зрительная система ребенка наиболее уязвима к поражениям и максимально восприимчива к различным терапевтическим воздействиям. Следовательно, функциональные результаты реабилитации детей раннего возраста с церебральными зрительными поражениями определяются тем, насколько быстро будет установлен диагноз и назначено адекватное лечение.
Диагностировать патологию зрительных путей и локализовать уровень их поражения у детей раннего возраста чрезвычайно сложно из-за невозможности использования офтальмологами традиционных психофизических методов исследования, а также трудностей, связанных с интерпретацией офтальмоскопической картины, обусловленными особенностями глазного дна у младенцев. Кроме того, у большинства детей с поражениями постгеникулярных зрительных путей нет изменений на глазном дне и сохранены зрачковые реакции, поэтому важное значение при нейроофтальмологаческом обследовании маленьких детей приобретают объективные электрофизиологические и радиологические методы исследования. Сочетанное применение методов лучевой диагностики и электрофизиологических исследований при обследовании грудных детей с нарушениями поведенческих зрительных реакций помогает своевременно установить диагноз, назначить необходимое лечение и избежать значительной зрительной депривации, необоснованных лечебных манипуляций и даже эксплораторных операций.
В данном разделе монографии представлены клиническая классификация и диагностические критерии церебральных зрительных поражений у детей, их этиологоческие, патогенетические и клинико-функциональные характеристики. Кроме того, описаны некоторые физиологические и патологические состояния, требующие проведения дифференциальной диагностики с постгеникулярными зрительными поражениями у детей первых месяцев жизни.
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0