Лечение нарушений аккомодации и мероприятия, направленные на профилактику их возникновения

+ -
0
Лечение нарушений аккомодации и мероприятия, направленные на профилактику их возникновения
Комплекс реабилитационных мероприятий включал следующие упражнения.

«Раскачка» аккомодации в зоне дальнейшей точки. Пациент располагается на расстоянии 5 м от таблицы для проверки остроты зрения. Тренировку проводят с коррекцией, дающей максимальную остроту зрения. Пациент берет держалки с линзами —0,5 дптр в обе руки, приставляет к пробной оправе и смотрит на нижние строки таблицы в течение 30 с, затем берет держалки с линзами +0,5 дптр и смотрит на таблицу в течение 1 мин. Затуманивание, которое бывает вначале, обычно к концу экспозиции исчезает. Упражнение повторяют в течение 8 мин.

Тренировка аккомодации и конвергенции с помощью «ракетки*. Пациент берет «ракетку» в правую руку, устанавливает ближайший конец линейки на середину верхней губы под носом, а дальнейший конец придерживает пальцами правой руки. Затем он начинает медленно двигать «ракетку» по направлению к глазам, пристально наблюдая за буквой «с». Ракетку следует двигать до тех пор, пока буква «с» не начинает расплываться (превращаться в «о») или раздваиваться. При этом пациент начинает так же медленно отодвигать ракетку от глаз до конца линейки, продолжая пристально смотреть на букву. Если у него нет гиперметропии, пресбиопии или миопии более 3,0 дптр, то буква обычно остается четкой до конца линейки. Такие движения повторяют в течение 3 мин.

В начале занятий и между упражнениями проводят разминочные упражнения, улучшающие кровоснабжение глазного яблока: легкий массаж глаз через закрытые веки, зажмуривание, а также повороты глаз.

Лазерные методы снижения зрительного утомления.
Эти методы направлены на релаксацию избыточного тонуса цилиарной мышцы, улучшение аккомодационной способности глаза, повышение остроты зрения.

Методика заключается в предъявлении пациенту с расстояния 5 м диффузного пятна когерентного света от гелий-неонового лазера ЛГ-52-1 на металлизированной поверхности барабана, вращающегося со скоростью 6—10 об/ч. В пробную оправу монокулярно помещают отрицательную корригирующую линзу, вызывающую у тренируемого остановку движения «зернистости». Затем открывают оба глаза и уменьшают силу линзы на 0,25 дптр на каждом глазу. Пациенту предлагают фиксировать спекл и пытаться остановить движение «зернистости». Если это ему удается, силу линз снова уменьшают на 0,25 дптр; это повторяют до тех пор, пока пациент может остановить движение «зернистости». Упражнение проводят в течение 10 мин на протяжении 10 дней.

Тренировка конвергенции.
Пациент располагается на расстоянии 5 м от тест-объекта (звезда) и смотрит на него двумя глазами. Перед одним глазом устанавливают призму 4 пр. дптр основанием горизонтально; если звезда раздваивается, стараются добиться слияния изображения. После этого поворачивают призму на 180? и снова стараются добиться слияния изображений. Затем проводят такие же упражнения с призмой 6, 8, 10 пр. дптр. С каждой последующей призмой слияние изображений происходит труднее.
Использование электропунктуры.
Снижение зрительного и общего утомления посредством электропунктурной рефлексотерапии осуществляют по методике, разработанной Ф.Г. Портновым и др. (1982).

Методика проведения электропунктуры состоит в следующем. На точки акупунктуры воздействуют слабым электрическим током. Для точек общего действия силу тока доводят до 30—60 мкА, для местных точек области глаза — до 15—20 мкА. В случаях симметричного расположения точек воздействие проводят с обеих сторон. Продолжительность воздействия на каждую точку составляет 1—2 мин. При этом воздействие на местные точки области глаза проводит током положительной полярности (продолжительность 1 мин), а на точки общего действия — током отрицательной полярности (продолжительность 2 мин). В течение каждого сеанса воздействие проводят на 3—4 точки. Продолжительность сеанса составляет 8—12 мин. Курс лечения включает 5— 6 процедур.

Использование массажа.
В основе лечебного эффекта при воздействии ни биологически активные точки лежат сложные физиологические процессы. Массаж стимулирует вегетативную нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, деятельность желез внутренней секреции, уменьшает болезненность.

Для снижения общего и зрительного утомления лицам, выполняющим зрительно напряженные работы и находящимся в течение дня в статичном состоянии, проводят массаж. При лом используют элементы классического. сегментарного и точечного массажа Курс течения составляет 15 дней.

Следует отметить, что после проведения массажа разница в напряжении аккомодации в ближайшей и дальнейшей зонах на двух глазах уменьшается или полностью исчезает. После добавления тренировочных упражнений для глаз ближайшая точка ясного видения приближается к глазу в среднем на 1 дптр, а дальнейшая точка удаляется от глаза в среднем на 1 дптр. Объем аккомодации возрастает на 2 дптр.

Тренировка аккомодации у лиц, пользующихся при работе компьютерами. Проведенные нами исследования показали, что у пользователей компьютерами одной из причин зрительного утомления является нарушение аккомодационной системы.

Имеющиеся в настоящее время методы релаксации и тренировки аккомодации позволяют добиваться положительных результатов у школьников и у лиц выполняющих зрительно напряженные работы. Эти методы применимы и для пользователей дисплеями, однако не всегда возможно систематическое проведение этих мероприятий на производстве или в домашних условиях, так как они требуют специального оборудования (набор стекол, лазерная установка) и помещения лечебного кабинета, в котором проводятся тренировки под руководством инструктора.

Для проведения тренировок непосредственно на рабочих местах или в домашних условиях разработана методика тренировки аккомодации с помощью компьютера.

Современные персональные компьютеры обладают большими возможностями и позволяют создать тест объекты разной формы и пространственной частоты.

В литературе имеются сообщения о возможности восприятия радиального приближения светлых и удаления темных объектов on-центральными полями, а удаление светлых и приближение темных — off-центральными полями зрительной системы. При наблюдении за мелькающими и колеблющимися фигурами отмечено изменение аккомодационного отклика.

При скорости прямолинейного движения синусоидальной решетки 1,5 цикла в 1 м и при частоте синусоидальных колебаний тестового объекта 0,5—1,0 Гц аккомодационный отклик становится менее точным и приближается к состоянию расслабления аккомодации. Все это послужило основанием для создания методики тренировки аккомодации с использованием динамической решетки из концентрических колец в качестве стимула.

Аккомодационным стимулом было выбрано изображение на VGA-мониторе персонального компьютера уходящего в бесконечность туннеля (трубы) квадратного или круглого сечения, освещенность которого плавно периодически изменялась в продольном направлении. Изображено было динамичным, как если бы наблюдатель двигался вперед или назад внутри этого туннеля. Таким образом, тест-объект представлял собой решетку из движущихся к центру или от центра концентрических квадратов или кругов, имеющую 100 % синусоидальную модуляцию по яркости, причем частота модуляции уменьшалась обратно пропорционально расстоянию от центра.

Одинаковая для всей решетки циклическая частота радиального движения полос составляла 0,6—0,9 цикла в 1 с, т.е. заведомо находилась в рабочем диапазоне зрительной системы. Отсутствие резких краев в тест-объекте также препятствовало стабилизации аккомодации в состоянии напряжения, так как аккомодационному аппарату трудно отличить действительную размытость изображения от нерезкости, возникающей при изменении фокуса глаза.

Методика проведения тренировки заключается в следующем. Пациент размещается перед экраном дисплея на расстоянии 1 м. Сначала ему предъявляют картину приближающегося туннеля и просят как можно ближе увидеть эту картину, чтобы вызвать напряжение аккомодации. Затем изменяют направление движения туннеля и просят пациента как можно больше расслабиться и смотреть в бесконечность. Продолжительность наблюдения в обоих случаях составляет 1,5—2 мин. Тренировки зрения проводят 1 раз в день в течение 15 дней.

Тренировка аккомодации на компьютере оказывает нормализующее действие на показатели аккомодации пользователей дисплеями.



Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.

Возможно, Вам будет интересно

Поделитесь своим мнением. Оставьте комментарий

Автору будет приятно узнать обратную связь о своём посте.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent

Комментариев 0