Методы «разгрузок» сенсорно-психогенных напряжений учащихся
Описание
Имеется значительное число работ, указывающих на системный характер происхождения зрительного утомления, включающего организменный и собственно зрительный механизм: сенсорную депривацию, гипокинезии, продолжительное напряжение аккомодационно-конвергентного аппарата и др. Анализ имеющихся сведений, а также результаты наших исследований позволяют прийти к следующему заключению. Происхождение зрительного утомления у школьников обусловлено множеством разнообразных факторов: сенсорным разрывом с естественной экологической средой, продолжительным воздействием серого (черно-белого) книжного текста, напряженно-статистическим положением головы, рук и Т.д. В этих условиях следует приветствовать любую инициативу органов народного образования и здравоохранения по расширению в режиме дня школьников элементов физической культуры, и в частности физкультпауз на уроках. К сожалению, согласно ряду имеющихся официальных методических рекомендаций, эти физкультпаузы разработаны без достаточного учета системного механизма происхождения зрительного утомления.В частности, они не предполагают активизацию общего мышечного тонуса и чувства координации, так как выполняются в положении сидя. Они не всегда предполагают переключение ближнего зрения на дальнее и не вносят принципиально нового сенсорного разнообразия. Весьма желательно, чтобы упражнения целенаправленно активизировали чувство зрительно-ручной координации и увеличивали за счет этого зрительную рабочую дистанцию.
С целью оптимизации комплекса упражнений, рекомендуемых выполнять в процессе урока, сотрудниками отдела Физиолого-клинических особенностей развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР был выполнен следующий эксперимент. Группе школьников (29 учащихся из 3-х классов) в различные дни (но в одно и то же время суток) предлагалась стандартная зрительная нагрузка (45-минутное вычеркивание колец Ландольта из корректурных таблиц). При этом такой зрительный труд сопровождался внесением различных физкультпауз. При режиме NQ 1 (контроль) учащиеся в течение 45 мин беспрерывно вычеркивали кольцо Ландольта из корректурных таблиц (статически напряженный режим). При режиме № 2 труд сопровождался локальными упражнениями для аппарата аккомодации за счет периодического переключения ближнего зрения на дальнее. При режиме № 3 зрительный труд сопровождался упражнениями, активизирующими чувство общей координации в пространстве (сочетанные круговые движения головой, глазами и туловищем). При режиме № 4 зрительный труд сопровождался физическими упражнениями с преобладанием силового компонента (приседания) .
При режимах № 3 и 4 упражнения выполнялись по 30 с через каждые 15 мин. При режиме № 2 упражнения выполнялись через каждые 3 мин по 6 с. Следовательно, общее время работы и отдыха во всех режимах было одинаковым.
До и после зрительной нагрузки оценивалось функциональное состояние зрительной системы, а также организма школьников. В процессе зрительной работы через каждые 5 мин измеряли зрительную рабочую дистанцию, отражающую тот или иной уровень напряженности организма детей.
Влияние различных физминуток на состояние зрительно ручной координации.
1 - контроль; 2 - зрительно-координаторные упражнения; 3 – локальные упражнения дли аппарата аккомодации; 4 - общие силовые упражнения.
1 - контроль; 2 - зрительно-координаторные упражнения; 3 – локальные упражнения дли аппарата аккомодации; 4 - общие силовые упражнения.
Результаты исследования показали, что состояние ЗРД при различных режимах зрительной работы было неодинаковым. При статическом режиме зрительной работы 60,0% детей большую часть времени (15 мин и более) крайне низко склонялись над объектом зрительного внимания (ниже 20 см). Необходимо подчеркнуть, что и выполнение общих силовых и локальных глазных физминуток принципиально не повлияло на состояние зрительной рабочей дистанции. Например, у 72,4 % школьников при режиме № 2 и у 64,3% школьников при режиме № 4 ЗРД большую часть времени была менее 20 см. И лишь при выполнении упражнений, активизирующих общее чувство равновесия и координации (режим № 3), отмечалось принципиальное снижение количества детей с ЗРД менее 20 см (41,4% школьников).
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Установлено, что продолжительные зрительные нагрузки школьников способствовали повышению ваготропных влияний и пони симпатикотропных. Наибольшее сокращение ЗРД, а также снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы отмечались при статически напряженном режиме зрительного труда, наименьшее - при режиме № 3 (Р<0,05).
Полученные данные свидетельствуют, что наиболее эффективными упражнениями по предупреждению напряженности учащихся и поддержанию достаточной ЗРД явились те, которые активизируют общее и зрительно-координаторное чувство (сочетание вращения глазами, головой и туловищем).
Следующей задачей было найти стимул, побуждающий детей выполнять данный комплекс упражнений. При внимательном наблюдении за детьми, находящимися на открытой местности, нетрудно установить, что ведущим стимулом, навязывающим двигательный ритм голове и организму в целом, является зрительно-двигательный ориентировочный рефлекс. Последний и был избран нами в качестве водителя двигательных ритмов. Ниже представим некоторые из разработанных зрительно-координаторных тренажей.
Тренаж со зрительными метками. В различных участках комнаты, где проходят занятия, фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разно-удаленных участках комнаты (например, две подвешиваются к потолку в центре комнаты, две - фиксируются по углам у фронтальной стены).
Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок). Один раз в 2 нед сюжеты рекомендуем менять. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуем выполнять только в положении стоя. С этой целью воспитатель (педагог) периодически поднимает детей, и под счет 1, 2, 3, 4 дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движениями головой, глазами и туловищем. Продолжительность - 1,5-2 мин.
Тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий. Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации можно использовать специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется только стоя.
Для индивидуального пользования издан плакат для коллективного - схема рисуется в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке.
Массовый автоматизированный зрительно-координаторный тренаж. Из физиологии зрения известно, что зрительное восприятие базируется на элементарном зрительно-двигательном ориентировочно-поисковом рефлексе (сочетанных импульсных движениях глазами и головой). Не случайно зрительно-двигательная активность детей в пространстве и оказалась одним из наиболее действенных факторов, не только поддерживающих достаточно высокий уровень функциональных возможностей зрительного анализатора, но и способствующих его гармоничному развитию. В значительной степени именно этим и можно объяснить, что зрительный труд школьника, сопровождающийся статически напряженным (практически обездвиженным) состоянием организма и, в первую очередь, головы и глаз, оказал неблагоприятное влияние на функциональное состояние не только зрительной системы, но и организма в целом.
Известно также, что зрительные впечатления обладают наиболее выраженным следовым эффектом. Вот почему зрительному анализатору принадлежит ведущая роль в формировании отражательных способностей и развитии психической сферы человека. Вместе с тем, благодаря этому свойству, серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказался одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. При этом известно, что одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются яркие импульсные цветовые вспышки.
Эти данные, а также проведенные выше исследования позволили предложить комплексную методику профилактики утомления школьников. Она предполагает периодическое переключение ближнего зрения на дальнее, привнесение в учебный процесс сенсорного разнообразия, снятие ахроматических застойных явлений в коре головного мозга с помощью импульсных цветовых вспышек.
Отличительным моментом методики является активное побуждение зрительно-двигательной активности в пространстве, в том числе выполнение ритмических импульсных (“брейковых”) движений глазами и головой. Последнее достигается за счет слежения за поочередно вспыхивающими сигнальными лампами - “бегущим огоньком”.
Схема зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмотренажей.
Система предполагает монтаж в каждом классе четырех сигнальных ламп: двух - в верхних передних углах классной комнаты, двух - на потолке (рис. 42). Создание эффекта “бегущего огонька” достигнуто за счет разработки общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса.
Размещение сигнальных ламп в классной комнате в методике автоматизированных ceнcopных тренажей.
Лампочки прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, которые окрашиваются в яркие цвета, например красный, желтый, зеленый (цвета светофора).
Зрительно-игровой сюжет в методике автоматизированных сенсорных тренажей.
Увлекательный зрительно-игровой характер методике можно придать и за счет использования просвечивающихся сюжетных рисунков. С этой целью на плафоны наносятся яркие цветные рисунки (или они прикрываются специально изготовленными сменными пленками с нанесенными на них рисунками) с таким расчетом, чтобы в пределах одного класса они составили единый зрительно игровой сюжет, например “Водитель и дорога”, “Пешеход и улица”. Наиболее эффективными (в плане сенсорной “разгрузки”) оказались сюжеты из естественной природной среды, например из жизни зверей.
Методика осуществляется следующим образом. В середине каждого урока дежурный по школе включает пульт управления. В это время во всех классах школы зажигается одна из сигнальных лампочек. Все дети встают. Через 10-15 с гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая лампочки и т.д. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за “бегущим огоньком”, выполняя при этом резкие ритмичные движения головой, глазами и туловищем (т.е. движения в ритме “брейк”).
Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30-40 - против). Скорость движения - в среднем один цикл за секунду. Продолжительность упражнений - 1,5-2 мин. Отключение - автоматическое.
При кабинетной системе школьного обучения представляется возможным в течение учебного дня 5-6 раз менять зрительно-игровые сюжеты за счет использования в учебных комнатах различных сюжетов. Все это позволяет поддерживать у детей интерес к данным упражнениям, который, как показала практика, постепенно переходит во внутреннюю потребность. Опыт показал, что упражнения с точки зрения профилактики утомляемости наиболее целесообразно выполнять в середине каждого урока.
Эффективность разработанной методики массового автоматизированного зрительно-координаторного тренажа проверена 3-летнимэкспериментом. С этой целью в 1-м и во 2-м классах была смонтирована данная система. Контролем служили параллельные классы. Возрастно-половой состав и исходные данные функционального состояния органа зрения были одинаковыми. За указанными группами детей было осуществлено тщательное динамическое наблюдение с применением методов комплексной оценки функционального состояния зрительного анализатора и ЦНС.
Динамика зрения в экспериментальных (1) и контрольных (2) классах.
а - Показатели средней остроты зрении; б - удельный вес пониженного зрения
а - Показатели средней остроты зрении; б - удельный вес пониженного зрения
Анализ полученных данных позволил установить, что уже к концу учебного года характеристика функционального состояния зрительной системы существенно различалась в экспериментальных и контрольных классах. Например, показатель устойчивости аккомодации на зрительную нагрузку вблизи среди сравниваемых групп школьников в начале учебного года был 0,65, к концу же учебного года у учащихся контрольных классов он понизился до 0,41 (Р <0,01), в то время как у учащихся экспериментальных классов он достоверно не изменился. Более того, в контрольных классах предложенная методика тренажей способствовала поддержанию естественного процесса развития функций зрения. В этом отношении показателен факт возрастания устойчивости школьников из экспериментальных классов к воздействию различного рода экстремальных факторов внешней среды, и в частности полярной ночи. Например, у школьников из контрольных классов показатель устойчивости аккомодации к. зрительным нагрузкам за указанный фото экстремальный период снизился с 0,87 до 0,69 отн. ед., в то время как среди учащихся из экспериментальных классов он достоверно не изменился. Следует подчеркнуть, что разработанная методика благоприятно влияла не только на зрительный анализатор, но и на общие регуляторные системы организма, и в частности на ЦНС.
Поддержание на достаточно высоком уровне функционального состояния зрительной системы школьников благоприятно отразилось и на характеристике развития рефракции глаз. Так, напри-мер, если накануне проведения эксперимента среди первоклассников частота встречаемости близорукости была в пределах 7%, то спустя 3 года среди учащихся контрольного класса этот показатель возрос на 10%, а экспериментального - всего на 4%.
Следовательно, периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а также активизация общего, в том числе зрительно-координаторного чувства с помощью импульсных движений способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития зрения.
Важный эффект воздействия данной методики на организм состоит в том, что она способствует развитию зрительно-моторной реакции, в том числе реакции на дорожно-транспортные ситуации. Это дает основание считать ее эффективной для повышения готовности детей к профессионально-технической ориентации. Для этого, в частности, требуется наладить производство специальных наборов сменных пленок со специализированными зрительно-игровыми рисунками и сюжетами.
Для уточнения ряда организационных вопросов, которые могли возникнуть при массовом внедрении разработанной методики в 1979-1982 ГГ., осуществлена апробация системы зрительно-координаторного тренажера на базе одной из школ г. Красноярска. Под динамическим наблюдением находились 437 учащихся 1 - 10-х классов.
Полученный опыт подчеркивает необходимость проведения предварительной санитарно-просветительной работы как среди педагогов, так и среди учащихся. Один из факторов, определяющих успех внедрения методики массового зрительно-координаторного тренажа,- позиция органов народного образования и, прежде всего, инициатива директора школы. Что же касается жизнеспособности методики, то у учащихся быстро формировалась привычка, которая постепенно переходила во внутреннюю потребность.
На начальном этапе функционирования системы зрительно-двигательного тренажера некоторые педагоги испытывали определенные затруднения при проведении уроков. Однако вскоре они планировали проведение урока с таким расчетом, что в середине его будет выполняться коллективный тренаж. Более того, педагоги постепенно сами начали выполнять тренажи, при этом многие из них констатировали снижение общей и зрительной утомляемости.
В процессе данного эксперимента было вновь подтверждено ее: положительное влияние на развитие функций зрения. Например, прирост остроты зрения в зоне выше 1,0 за учебный год составил 85,5% среди первоклассников и 50,0% - среди старшеклассников. Факт понижения зрения у 11,9% первоклассников и у 17,6-38,3% остальных учащихся указывает на то, что эффективность методики выше при внедрении ее с самого начала школьного обучения. Повышение активности детей на уроках за счет разработанной методики и предупреждение их утомляемости положительно сказались на успеваемости. Так, согласно данным директоров школ успеваемость учащихся при регулярном выполнении зрительно-координаторных упражнений улучшалась.
В настоящее время закончена разработка тренажера, в котором синтезирован зрительно-цветовой ритм с музыкальным. Предварительные данные показывают его еще более высокую эффективность.
---
Статья из книги: Зрение у детей. Проблемы развития | Базарный В.Ф.
Комментариев 0