Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Зрительный анализатор в процессе школьного обучения: синдром сенсорной денривации и хронического напряжения школьников

+ -
+1
Зрительный анализатор в процессе школьного обучения: синдром сенсорной денривации и хронического напряжения школьников

Описание

Анализ работ по состоянию зрительной системы в школьном периоде позволяет констатировать, что школа принципиально сказывается на развитии рефракции глаз. Так, уже на начальном этапе школьного обучения возрастает преломляющая способность глаза. Причем некоторые исследователи отмечают, что усиление рефракции продолжается на протяжении всего школьного периода. Это способствует тому, что гиперметропия переходит в эмметропию, а эмметропия — в близорукость.

В практическом отношении интересен факт, что наиболее стабильной рефракцией в процессе школьного обучения оказалась та, которая накануне поступления в школу была гиперметропией более 1,5 Дптр. Дети, имевшие в дошкольном периоде гиперметропию 1,0—1,5 Дптр, в процессе учебы, как правило, становились эмметропами, а те, у кого она была 0,5 Дптр и меньше, — приобретали близорукость.

Закономерность прямой зависимости возрастания частоты возникновения близорукости от продолжительности учебы подтверждается на протяжении более 100. Чем же объяснить, что обучение в школе способствует переходу рефракции глаз в прогрессирующе деформирующее состояние — близорукость?

Начиная с Эрисмана, многие гигиенисты и офтальмологи считали, что ведущим фактором в возникновении близорукости у школьников является недостаточная освещенность рабочего мес-та. С поступлением детей в школу основной функцией зрительной системы становится систематический напряженный труд в режиме ближнего зрения, поэтому одной из первых гипотез, объясняющей возникновение близорукости, была гипотеза рабочей, или школьной, близорукости. А поскольку в этих условиях наибольшие нагрузки приходятся на аппарат аккомодации глаза, то вполне понятно стремление многих авторов найти причинно-следственную связь между аккомодацией и последующим развитием близорукости.

Первая аккомодационная гипотеза возникновения близорукости появилась еще во второй половине XIX в. Затем ее активно разрабатывали В.И. Добровольский, Вуд, Грюнер, Зольм и другие. Постепенно становилось очевидным, что узкая локалистичность этой гипотезы не позволяет выйти на широкие предупредительные мероприятия, поэтому она, как полагали В.П. Филатов и В.В. Скородинская, была оставлена в 30-е годы. Однако в 60-е годы аккомодационная гипотеза возникновения близорукости вновь начинает интенсивно разрабатываться. В это время появляются гипотезы, объясняющие возникновение близорукости за счет или патологического тонуса (спазма) цилиарной мышцы, или ее первичной слабости. Эти взгляды наложили глубокий отпечаток не только на разработку методических подходов воздействия на школьную близорукость, но и на развитие отечественной детской офтальмологии в целом.

В связи с тем, что переход детей на режим школьного обучения затрагивает весь сложившийся в дошкольном периоде динамический стереотип, в этих условиях правомочен анализ возникающих адаптационных реакций и перестроек на уровне не только зрительного анализатора, но и организма в целом. Актуальность же этих вопросов возрастает в связи с объективной необходимостью ускорения и интенсификации обучения в условиях НТР.

В литературе имеется значительное число работ, указывающих на то, что начало школьного обучения, вызывает глубокие функциональные сдвиги в организме. Это снижение общей работоспособности, нарушение подвижности нервных процессов, снижение общего вегетативного тонуса, нарушение симпатико-парасимпатического равновесия, уменьшение насыщения крови кислородом, рост частоты заболеваемости и т. д..

Обстоятельные исследования по изучению влияния учебных нагрузок и сложившегося режима школьного обучения на функциональное состояние и развитие важнейших систем организма детей были выполнены сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Они приводят убедительные данные, указывающие, что сложившийся режим школьного обучения способствует значительным нарушениям со стороны функционального статуса детей. В частности, в процессе учебы у школьников наблюдалось понижение симпатического и рост парасимпатического тонуса, понижение устойчивости ритма дыхания и активности окислительных процессов, увеличение содержания в крови молочной кислоты, уменьшение энергообеспечения мышечной деятельности, возрастание Na/K- соотношения, качественные изменения в системе красной крови, сужение и смещение вариационной характеристики кардиоинтервалограмм, возрастание неэкономного гипердинамического типа сердечной деятельности и др. Со стороны ЦНС выявлены значительные изменения, характеризующиеся регрессивным изменением ЭЭГ, сдвигом ритма ЭЭГ в сторону более низких частот, угнетением функционального состояния и реактивности нервных элементов коры больших полушарий и др. Следует обратить внимание, что отмеченные отклонения происходили на фоне значительных межполушарных перестроек. Такой системный характер функциональных сдвигов способствовал понижению умственной и физической работоспособности детей, их утомляемости, а также отклонениям в физическом и функциональном развитии.

Можно полагать, что отмеченные отклонения не могли не сказаться и на состоянии зрительной системы как составной части организма, на которую к тому же приходится наибольшая тяжесть нагрузок учебного процесса.

Эти данные указывают на особую актуальность изучения функциональных взаимоотношений зрительной системы с общими системами организма в процессе адаптации детей к режиму школьного обучения. В то же время обстоятельных работ такого плана в литературе нет. В отечественной литературе нам встретилась единственная работа, имеющая некоторое отношение к данной проблеме. В ней авторы сравнительно изучали ряд офтальмометрических характеристик у двух групп детей: начавших обучение с 6-летнего возраста и продолжавших посещать детский сад. При этом достоверных различий между сравниваемыми группами детей авторы не выявили. На основании этих данных был сделан вывод, что переход детей на обучение с 6 лет принципиально не влияет на состояние зрительной системы. Однако такой вывод можно поставить под сомнение уже потому, что методы, используемые авторами, не позволяли судить о функциональном состоянии зрительной системы. Они позволяли судить лишь о структурной организации преломляющей способности глаза, которая в условиях использованных методик за учебный год могла и не выявить достоверных сдвигов.

Ниже представим результаты исследований по данной проблеме сотрудников отдела физиолого-клинических особенностей развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР.

Зрительный анализатор и функциональные системы организма на этапе адаптации детей к режиму школьного обучения


[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]

Для изучения функционального состояния зрительной системы в связи с переходом детей с дошкольного на школьный режим динамическому наблюдению были подвергнуты 116 первоклассников Красноярска и 120 — Норильска. Контролем служили 111 детей аналогичного возрастно-полового состава, продолжавших посещать детский сад (г. Красноярск).

Состояние остроты зрения. Исходные показатели ОЗ у анализируемых групп детей достоверно не различались и составили 1,4. Однако к середине учебного года у первоклассников из Норильска выявилась тенденция к снижению ОЗ до 1,3 (Р<0,01), а к концу учебного года — до 1,2 (Р<0,01). У первоклассников же из Красноярска данный показатель за период наблюдения не изменился. В то же время у детей из детских садов к маю отмечен достоверный рост ОЗ до 1,6 (Р<0,01), отражающий естественный процесс ее онтогенетического развития.

Динамика функций зрения у детей в процессе


У воспитанников же детских садов, несмотря на определенные сезонные колебания, к концу учебного года выявлен достоверный рост отмеченных функций аккомодации, отражающий естественный ход ее совершенствования и развития. Полученные факты указывают, что для анализируемого периода детства характерен процесс дальнейшего развития функций как ближнего, так и дальнего зрения. В то же время для сохранения данного процесса необходимы определенные условия внешней среды и прежде всего достаточная зрительно-двигательная поисковая активность в пространстве. Переход же детей на режим школьного обучения привносит факторы, угнетающие реализацию потенциальных возможностей и дальнейшее развитие функций зрения.

О том, что в школьном периоде зрительная система находится в состоянии хронического напряжения, указывает резкое возрастание к концу учебного года количества детей, имеющих остаточное напряжение аккомодации (ОНА) (%):



Если в начале учебного года показатели ОНА достоверно не отличались между сравниваемыми группами детей, то к концу года удельный вес числа детей с наличием ОНА превышал аналогичный показатель среди воспитанников детских садов Красноярска на 10,3% (Р<0,05), Норильска — на 16,9% (Р<0,01). У первоклассников Норильска показатель ОНА был выше, чем в соответствующей группе первоклассников из средних широт, на 18,4% (Р<0,01).

Наибольший показатель остаточного напряжения аккомодации выявлен среди детей коренных народностей Севера (71,0± + 7,5%). А ведь ОНА — это «очаг» хронического напряжения, который через широко разветвленную окуловегетативную иннервацию интимно связан с важнейшими системами организма. Не случайно при надавливании на глазное яблоко меняется даже кардиоритм (при пробе Даньини—Ашнера). Она наиболее удовлетворительно можно объяснить сменой естественного для детей зрительно-двигательного динамического стереотипа при поступлении в школу. Последнее связано с опережающим переключением функции дальнего зрения на ближнее, понижением общей двигательной активности, ростом нагрузок на ближнее зрение, систематическим воздействием комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств и т. д.

Показатели гемодинамики глаз накануне школьного обучения и через год


Каков же в этих условиях «зрительный» механизм понижения функциональных возможностей зрительной системы («ослабление» функции аккомодации по Э.С. Аветисову)? Известно, что естественным филогенетически закрепленным функциональным состоянием зрительной системы является высокая зрительно-двигательная поисковая активность в пространстве. Такой режим функционирования создают, в частности, условия открытой местности, в пределах которых все глазные мышцы находятся в состоянии постоянно меняющегося тонуса. С точки зрения энергетики мышечного сокращения именно такой режим как раз и является наиболее оптимальным. Продолжительный же труд в режиме ближнего зрения, характерный для школьников (чтение, письмо, рисование), сопровождается продолжительным статически напряженным состоянием мышц глазного яблока, в том числе и таких систем, как аккомодация и конвергенция. В этих условиях одним из ведущих факторов, лимитирующих устойчивость их функционирования, а также способствующих возникновению зрительного утомления, является угнетение микроциркуляции. Этим обстоятельством мы и объясняем выявленный факт понижения гемодинамических показателей глаза при переходе детей с дошкольного режима на школьный.

Эти данные убеждают нас, что понижение функциональных возможностей зрительной системы, в том числе и ослабление функции аккомодации у детей в школьном периоде, носит, как правило, вторичный характер. Этот вывод имеет важнейшее значение при разработке программ первичной профилактики зрительного утомления у школьников и возникающей на этой основе близорукости.

Состояние лабильности зрительного анализатора оценивалось с помощью показателей функциональной мобильности сетчатки (ФМС) и критической частоты световых мельканий. Достоверных различий в исходных значениях ФМС и КЧСМ между сравниваемыми группами детей не наблюдалось. В последующем у детей из детских садов выявлялись лишь некоторые сезонные колебания данных характеристик. У школьников же, и особенно у северян, в процессе учебы достоверно понижались показатели функциональной мобильности зрительного анализатора.

Восприятие зрительной информации. Исходные показатели скорости и объема переработки зрительной информации между сравниваемыми группами детей также достоверно не различались. В процессе наблюдения в обеих группах детей отмечен рост данного показателя, более выраженный у школьников, что отражает возрастание в процессе школьного обучения способностей к зрительному анализу. Установлено, что у детей, находящихся в условиях школьного режима, к концу учебного года понижались функциональные возможности центральной и вегетативной нервных систем. На это, в частности, указывает возрастание количества школьников с дисрегуляторным типом реакции на пробу с физической нагрузкой, повышение электрокожного сопротивления, понижение частоты пульса и диастолического артериального давления при возрастании «нулевых» тонов и т. д. (%):



Динамика показателей центральной и вегетативной нервных систем у детей в процессе первого учебного года в сравнении с дошкольниками


Наибольшие сдвиги произошли у школьников-северян, У аналогичной по возрастно-половому составу группы дошкольников, как правило, определялась тенденция к повышению указанных показателей.

Влияние физического развития дошкольников на динамику зрительной системы в школьном периоде



В предыдущем разделе показано, что на начальном этапе обучения у школьников наблюдалась различная динамика функций зрения: повышение, понижение и остановка в развитии. Можно было предполагать, что отмеченные тенденции динамики зрительных функций могли зависеть от различного уровня «школьной зрелости» детей. С целью изучения данного аспекта была проанализирована динамика зрительных функций в процессе школьного обучения в зависимости от исходного (дошкольного) функционального и физического развития детей.

Установлено, что исходные показатели центральной и вегетативной нервных систем были на более низком уровне как раз у тех детей, среди которых в процессе учебы обнаруживались отклонения функций зрения. Например, уже на начальном этапе обучения дисрегуляторный тип реакций на физическую нагрузку среди таких школьников встречался в 1,5— 2 раза чаще по сравнению с детьми, выявившими в процессе учебы рост (развитие) функций зрения. Это обстоятельство дает основание считать детей, у которых в процессе учебы выявлены отклонения в развитии функций зрения, функционально не подготовленными к режиму школьного обучения. Эти факты подтверждаются и исходными показателями физического развития детей. В частности, среди детей с обнаруженными в процессе учебы отклонениями в развитии функций зрения в 1,6 раза чаще встречались такие, у которых накануне поступления в школу еще не произошла смена молочных зубов на постоянные. Все это указывает на то, что здесь мы имеем дело не просто с неподготовленностью детей для поступления в школу (что само по себе немаловажно), но и с определенной их биологической «незрелостью».

Влияние общего физического развития дошкольников на динамику функций зрения в школьном периоде


Следовательно, полученные данные указывают, что дети, у которых в процессе первого года школьного обучения наблюдались отклонения в развитии функций зрения, функционально не были готовы как в плане общей «школьной зрелости», так и в плане готовности зрительной системы к напряженному функционированию в режиме ближнего зрения.

Для составления прогноза последствий перехода детей на более раннее обучение был про-веден сравнительный анализ функционального состояния двух групп учащихся 3-х классов Красноярска, одна из которых поступила в школу в 7 лет (46 чел.), другая — в 8 лет (44 чел.). Анализ полученных данных позволяет констатировать, что среди детей, начавших школьное обучение на год раньше, к 3-му классу функциональные возможности зрительной системы, а также центральной и вегетативной нервных систем были на более низком уровне. Эти данные свидетельствуют, что при определении школьной зрелости детей важен не столько календарный возраст, сколько биологический, и особенно функциональная зрелость зрительной системы, на которую приходится основная тяжесть школьных нагрузок.

В свете полученных сведений наибольший интерес представляют данные о влиянии исходного состояния физического развития детей на долгосрочное развитие зрительной системы. Некоторые закономерности формирования рефракции глаз в процессе школьного обучения в зависимости от исходного состояния физического развития детей удалось проследить при двух-кратном осмотре одной и той же группы детей (81 чел.) из северного региона в 6- и 11-летнем возрасте (%):



Анализ полученных данных со всей убедительностью показывает, что уровень общего физического развития детей накануне поступления их в школу оказался одним из принципиальных факторов, влияющих на формирование рефракции глаз в школьном периоде. В частности, гармоничный рефрактогенез был характерен для детей, имевших накануне поступления в школу, как правило, гармоничное физическое развитие. Так, если среди детей, имевших в дошкольном периоде проявления акселерации, к окончанию начального периода школьного обучения близорукость возникла в 43,8%, то у детей, имевших гармоничное развитие, — лишь в 17,5%. Представляет интерес, что из 16 детей с акселерированным развитием у двух уже в дошкольном периоде были диагностированы проявления миопизации глаз, в то время как все 57 дошкольников с гармоничным физическим развитием имели соразмерную либо гилерметропическую рефракцию.

Существенное влияние на характеристику рефрактогенеза в процессе школьного обучения оказало и состояние клинической рефракции накануне поступления детей в школу. В прогностическом отношении наиболее благоприятной оказалась гиперметропия выше 1,0 Дптр, менее благоприятной — гиперметропия менее 1,0 Дптр. Наименее же благоприятной оказалась эмметропия. Так, если из гиперметропии в 1,0 Дптр и более к окончанию начального периода школьного обучения близорукость возникла в 13,0% случаев, то из эмметропической рефракции — в 42,0%. Фактором риска для возникновения близорукости в школьном периоде оказался астигматизм и особенно смешанный.

Влияние уровня развития центральной и вегетативной нервных систем у дошкольников на динамику функций зрения в школьном периоде


Состояние некоторых параметров зрительной системы и организма учащихся, начавших обучение в школе с 7 (1) и с 8 лет (2)




Школьная близорукость – показатель хронического напряжения и астенизации детей и подростков



С целью анализа функционального состояния школьников, у которых в процессе учебы возникает миопический процесс, двухлетним динамическим наблюдением были охвачены ИЗ учащихся 3-х и 4-х классов Норильска и Красноярска. За период наблюдения близорукость возникла у 39 учащихся. Контролем явились 35 школьников, у которых имелась устойчивая тенденция к развитию функции зрения (в том числе и остроты зрения в зоне выше 1,0). К проявлениям миопизации глаз относили понижение остроты зрения, восстанавливающееся с помощью коррекции отрицательными линзами, объективное усиление рефракции, а также наличие характерных астенонических жалоб.

Среди детей, у которых в процессе учебы возникал миопический процесс, определялись системные функциональные сдвиги, как на уровне зрительной системы, так и в организме в целом (рис. 17). В частности, уровень функциональных возможностей (УФВ) ЦНС у них понизился с 1,9 с-2 до 1,6 с-2 (Р<0,01). На кривой вариационного распределения показателей ЛПЗМР это отразилось возрастанием диапазона реакции, сдвигом середины модального класса, увеличением эксцесса и асимметрии кривых. Латентный период ЗМР к концу учебного года удлинился на 35 мс в средних широтах и на 41 мс — в северном регионе.

Динамика показателей ЦНС у школьников с повысившейся (а) или понизившейся (б) остротой зрения за учебный год. / — начало учебного года; 2 — конец учебного года


У таких детей наблюдались отклонения и в вегетативном статусе, что проявилось понижением электрокожной проводимости на 9 мА в средних широтах и на 16 мА — в северном регионе (Р<0,01), урежением частоты пульса (соответственно на 5 и 8 уд./мин), понижением систолического (соответственно на 3 и 6 мм; Р<0,05), а также диастолического артериального давления (на 18 и 26 мм; Р<0,01). Эти данные указывают на существенные сдвиги в симпатико-парасимпатическом балансе в сторону ослабления симпатического и усиления парасимпатического влияния. Наблюдалось понижение у таких школьников и функциональной-лабильности сетчатки, оцениваемой по критической частоте слияния световых мельканий и суммарному полю зрения.

Определенные сдвиги у учащихся данной группы произошли и в вегетативных процессах собственно зрительной системы. Например, секреция внутриглазной жидкости у них возросла с 0,54 до 0.72 мм /мин с одновременным понижением легкости ее оттока с 0,20 до 0,17 мм3/(мин- мм рт. ст.). В итоге внутриглазное давление повысилось с 11,0 до 13,5 мм рт. ст. (Р<0,01). На более низком исходном уровне у них была и световая чувствительность. Факт же значительного возрастания остаточного напряжения аккомодации и понижения ее устойчивости (с 0,69 до 0,40 отн. ед.; Р<0,01; рис. 18) указывает, что в данном случае мы имеем дело со сложным синдромом хронического зрительно-вегетативно го напряжения и утомления.

Динамика эргометрии зрительной системы у школьников с повысившейся (a) или понизившейся (б) остротой зрения за учебный год.  1 — начало учебного года; 2 - конец учебного года


У школьников, у которых в процессе учебы не возникли проявления миопического процесса, отмечались либо стабильность, либо рост показателей функционального состояния центральной и вегетативной нервных систем. Среди них более стабильными были и показатели устойчивости аккомодации (0,77—0,65 отн. ед.), функциональной лабильности зрительного анализатора, состояние гидродинамики, световой чувствительности и т. д. Следует заметить, что у многих детей из этой группы острота зрения имела устойчивый рост (развитие) в зоне, превышающей общепринятую условную норму (т. е. выше 1,0).

В целом сдвиги в функциональном статусе детей, у которых в процессе учебы возникли проявления миопизации глаз, можно отнести к проявлениям хронического зрительно-вегетативного напряжения и астенизации организма.

Темп прогрессирования близорукости в школьном периоде. Определение темпа прогрессирования школьной близорукости у детей и подростков, проживающих в восточных районах нашей страны, может помочь не только прогнозировать течение данной аномалии развития органа зрения, но и четче оценить социальную значимость проблемы школьной близорукости в данном регионе. С этой целью была проведена экспертная оценка 100 карт индивидуального развития детей, которые по поводу приобретенной в школьном периоде близорукости не менее 4—5 лет находились под диспансерным наблюдением кабинета охраны зрения детей Норильска. Контролем служила аналогичная возрастно-половая группа городских детей и подростков, проживающих в южной зоне Красноярского края (Минусинск).

Учитывались только те данные о состоянии рефракции, которые снимались в условиях циклоплегии. Приведем показатели ежегодного прироста степени близорукости среди сравниваемых групп учащихся (Дптр/год):



Отсюда видно, что у школьников Крайнего Севера во всех возрастных группах близорукость прогрессирует почти в 2 раза быстрее, чем у учащихся южных районов края. Приведенные данные показывают, что если у учащихся Крайнего Севера близорукость возникает не только в начальных, но и даже в средних классах, то к периоду окончания школы она, как правило, прогрессирует до средних и даже высоких степеней. Полученные данные дают основание утверждать, что среди детей и подростков, проживающих в восточных районах нашей страны, проблема близорукости стоит особенно остро. В этих условиях долгосрочной установкой для ее решения должны стать не столько лечебные способы коррекций, сколько поиск путей массовой первичной профилактики.

Проблемы зрения в условиях ускорения обучения и компьютеризации учебного процесса



Одним из условий успешного решения задач нового этапа НТР является опережающее образование подрастающего поколения, в том числе компьютеризация школ. Прошло всего несколько лет с тех пор, когда в нашей стране в обучение был введен курс «Основы информатики и вычислительной техники». Об успешном внедрении в школах компьютеров можно судить по сообщениям газет и журналов. К сожалению, процесс компьютеризации учебного процесса, как и целый ряд других имевших место в прошлом нововведений (замена парт на столы, импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное шариковой), еще не имеет прочного медико-гигиенического обеспечения. Не случайно уже появились работы, указывающие на отрицательное влияние компьютеризации учебного процесса на состояние здоровья школьников.

В связи с тем, что при занятиях с компьютерами основные нагрузки приходятся на зрительный анализатор, представляют интерес исследования прежде всего с офтальмоэргономических позиций. Первые работы такого плана уже появились за рубежом. В частности, анализируя зависимость зрительной работоспособности от цвета сигналов на экране, S. Kubota et al. установили, что наибольшая продуктивность была при синем, желтом и зеленом цветах. Худшие результаты работоспособности отмечались при голубом и красных цветах. При этом наибольшее влияние на зрительную работоспособность оказывали яркость сигналов, контраст яркости между изображением и фоном, а также цветовая насыщенность.

S. Kubota et al обратили также внимание на то, что работа с дисплеем выполняется в еще более вынужденной позе, чем за письменным столом. Здесь также преобладала поза с наклоном корпуса вперед при вынужденном положении тела, головы и рук. При этом авторы подчеркивают, что степень позностатистического напряжения была прямо пропорциональна времени работы на клавиатуре (до 40—80% рабочего времени).

Следовательно, имеющиеся данные позволяют считать, что усложнение решения задач в системе «зрительный анализатор - ЦНС — рука» на фоне воздействия специфического мелькающего света и прерывистого изображения вызывает дополнительное напряжение организма. А это означает, что в процессе работы с дисплеем, как и при чтении — письме, мы также имеем дело с проявлением аномальной доминантной позы. В этих условиях особого внимания заслуживает изучение влияния световых характеристик дисплея прежде всего на зрительно-координаторные функции.

Некоторые авторы уже указывали на то, что характеристика света оказывает четкое влияние на механизм общей координации. Одно из отличительных специфических воздействий дисплея — мелькающий свет. При этом, как показано, именно мелькающий свет оказался наиболее сильным раздражителем, вызывающим наиболее выраженную реакцию зрительного запечатления (импритинг).

Сотрудниками отдела физиолого-клинических особенностей развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР исследовано влияние занятий с компьютерами на функциональное состояние зрительного анализатора и ряда тесно связанных с ним функциональных систем организма. Обследовано 54 школьника 9—10 классов, работающих с компьютерами на уроках информатики (первая группа, 27 чел.), а также по программе учебно-производственного комбината (вторая группа, 27 чел.). До и после занятий оценивалось состояние лабильности зрительной системы: критическая частота световых мельканий, функциональная мобильность сетчатки; остаточное напряжение аккомодации, показатель зрительно-ручной координации. О состоянии центральной и вегетативной нервных систем судили по латентному периоду зрительно-моторной реакции, показателям глазосердечной пробы, электрокожному сопротивлению, а также реоэнцефало- и реовазографии. Учитывая, что на уроках информатики учащиеся работали с компьютерами в течение 1 ч, а по программе УПК — в течение 3 ч, эти группы анализировались отдельно. При этом продолжительность работы с компьютерами также значительно варьировала: одна подгруппа занималась без перерывов, другая — с тремя-пятью перерывами по 10—15 мин. Функциональное состояние этих детей анализировалось раздельно.

Занятия с компьютерами оказывают определенное (порой значительное) влияние на функциональное состояние как зрительной системы, так и организма в целом. Причем степень функциональных отклонений прямо пропорциональна продолжительности занятий с компьютерами (рис. 19). Так, если при часовой работе остаточное напряжение аккомодации наблюдалось у 10% учащихся, то при 3-часовой — у 61,5%. Показатель зрительно-ручной координации в первом случае снизился у 25% учеников, а во втором — у 30,9%. В процессе занятий у большинства школьников (57,9%) усилился парасимпатический вегетативный тонус. Следует особо указать, что в обеих группах учащихся постепенно наступало ухудшение кровоснабжения головного мозга: на 13,9% в первой группе и на 14,6% — во второй. При этом отягощающее влияние на гемодинамические показатели оказал не только сам по себе экран дисплея, но и поза учащихся. Например, показатели реовазографии у детей, занимавшихся по программе УПК без перерывов («усидчивые»), понизились на 49,2%, тогда как у работавших с перерывами («непоседы») — лишь на 20%. Показатели РЭГ у первых понизились на 14,6%, у вторых — на 4,2%.

Аналогичная динамика выявлялась и по другим показателям. В частности, показатель зрительно-ручной координации понизился у «усидчивых» детей на 40%, а у «непосед» — на 20%. Электрокожная проводимость у первых понизилась на 16%, у вторых - лишь на 3,2%.

Динамика функционального состояния школьников при различной продолжительности работы с компьютером


Установлено, что занятия с компьютерами способствовали ухудшению показателей зрительно-ручной координации и сокращению зрительной рабочей дистанции. Причем степень ее сокращения была прямо пропорциональна продолжительности занятий. Следовательно, мелькающий свет экрана через зрительный анализатор неблагоприятно сказывается на координаторных функциях организма.

Полученные данные указывают на то, что продолжительные занятия с компьютерами усугубляют функциональное состояние и зрительной системы, и организма в целом. Учитывая, что за компьютеры все чаще садятся дети младших классов и даже дошкольники, необходимы строгая регламентация и оптимизация режимов работы детей с компьютерами. Для этой цели мы рекомендуем режимы, изложенные в гл. 8, и прежде всего режим динамических поз.

---

Статья из книги: Зрение у детей. Проблемы развития | Базарный В.Ф.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0