Об устойчивости проявления способности Софьи М-вой
Описание
Способность М-вой связана с деятельностью ее нервной системы. Психонервная болезнь делает способность неустойчивой. Поэтому отмечалась ее способность разного качества: иногда ярко и высоко, в другой раз слабо, а иногда совершенно исчезала.Приведем описание опыта, проведенного Ховриным 24 мая 1894 г. с целью выявления причин появления ошибок у М-вой. Ее попросили при определении цвета предмета передавать вслух всякое малейшее появление в поле зрения цветового впечатления. Эксперимент состоял из 8 проб. Сначала определяли цвет шелка, запаянного в стеклянную пробирку, а затем цвет анилинового раствора, помещенного в каучуковый баллон. Пробы давались в руки с промежутками в 2-3 минуты.
А.Н Ховрин оказался прекрасным аналитиком, он рассуждал следующим образом. Поверхностный анализ полученных данных (см. таблицу) показывает, что М-ва лишь в половине случаев угадала правильно, что может ставить под сомнение ее способность. Однако при глубоком анализе нужно учитывать сам процесс восприятия. При отгадывании она заявляла, что у нее поле зрения появляется то один цвет, то другой, причем обнаруживала нерешительность в выборе того или другого. Почему вместо желтого цвета выбирала фиолетовый, а красный вместо зеленого (в других опытах - черный вместо белого и наоборот)? Объяснить такое явление вполне можно законами физиологической оптики. Для наглядности выпишем ошибочные определения в отдельную таблицу.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Ховрин уловил закономерность в распознавании цветовой гаммы. Так в двух последних пробах одинаковые предметы вызвали одинаковые определения, но и одинаковые ощущения. Ясно| что тут одна и та же причина вызвала одни и те же следствия т.е. одну и ту же ошибку. Хотя определение красного было обеих пробах ошибочным, но ошибка не случайна. Анализ первых двух строк также обнаруживает порядок: фиолетовый предмет дал сначала ощущение красного и синего, а затем желтого; при желтом предмете сначала проявился желтый цвет, затем синеватый и красный, сменившийся фиолетовым.
Врач выполнил много экспериментов и отметил, что предметы одного и того же цвета дают в восприятии одни и те же цветовые оттенки. Иногда цвета появлялись сразу по два и чередовались с одинаковой интенсивностью друг с другом или же один за другим, т.е. сначала появлялся один, который затем исчезал и заменялся каким-либо другим, или сразу двумя чередующимися друг с другом. Иногда же на экране появлялся только один цвет, который оставался постоянным.
Интересно при этом поведение М-вой: когда в поле зрения появлялось несколько цветов, ей трудно было разобраться в выборе между ними, тогда она закрывала глаза, и в темном поле зрения появлялся только один из них, но затем, когда она снова открывала глаза, то на экране появлялся совершенно другой. Один из этих цветов соответствовал цвету предмета, а другой был посторонний. Оказалось, что открывание и закрытие глаз влияло на восприятие цвета осязанием. Ховрин приводит результаты очередного эксперимента с учетом положения глаз.
Полученные данные указывают на закономерный характер осязания цветов, в поле зрения М-вой возникают цвета, согласующиеся с законами физиологической оптики. Известно, что зрительные ощущения цветов спектра сопровождаются их последовательными цветовыми образами. Это явление может обнаружить каждый простым опытом. Если положить небольшой цветной предмет на белый лист бумаги и фиксировать на не взгляд в течение нескольких секунд (до минуты) и затем быстр перенести взгляд на белую поверхность, то можно увидеть ней форму того же предмета с другой окраской, этот другой цвет будет последовательным. Каждый из основных цветов сопровождается своим определенным последовательным цветом.
Так, если предмет был красный, то последовательный обра будет зеленого цвета, а если предмет был желтый, то последовательный образ будет фиолетовый. Последовательный цвет сине го будет оранжево-желтый и т.д. Ошибки М-вой как раз представляют явления последовательных цветовых образов, а следовательно возникают по законам физиологической оптики.
Зрительные цветовые ощущения, возникавшие у М-вой при прощупывании цветных предметов, представляют собой зрительные образы, галлюцинации, соответствующие реальным качествам предмета. Зрительные же галлюцинации, как известно, могут при известных условиях сопровождаться последовательным зрительным образом. По этой теме имеются работы немецкого физиолога Грюйтхюйзена. По его наблюдениям, так называемые гипнотические галлюцинации, имеющие цветную окраску, сопровождаются последовательными образами, окрашенными в последовательный цвет. У самого Грюйтхюйзена после гипнотической галлюцинации, в котором он видел фиолетовый плавиковый шпат на пылающих углях, явилось в виде отчетливого последовательного образа желтое пятно на синем фоне. Следовательно, ошибки М-вой нельзя считать гадательным выбором, она производила замену основного цвета последовательным.
Выше уже говорили, что способность зависела от многих факторов, а потому могла быть ослабленной и усиленной. В ослабленном режиме у М-вой в поле зрения появлялись одновременно с одинаковой яркостью основной и последовательный цвета. В усиленном режиме затрудненность выбора устранялась, она уверенно наблюдала один цвет.
Итак, ошибки М-вой при определении путем осязания цвета предметов не могут служить опровержением ее способности, а напротив, скорее служат доказательством существования усиленной различительной способности чувства осязания, в основе проявления которой лежат физиологические законы.
Способность М-вой зависела от сознательных и бессознательных процессов, внутренних и внешних условий. Конечно, нельзя установить однозначную зависимость ее феноменальной способности от воли постороннего человека или даже собственной воли. Врач устанавливает два фактора, заметно влияющих на способность М-вой: это степень напряжения ее внимания интенсивное» кровообращения в ощущающих органах. С ослаблением одного из этих условий экспериментатор обнаружил уменьшение скорости различения. Вот описание опыта, в кото ром прослеживается значение внимания при чтении закрыто! записки. По условию опыта М-ва должна была не касаясь свер нутой записки руками, пользуясь лишь зрением, узнать что ней написано. Сначала она плохо сосредотачивала свое внимание, отвлекаясь на разговоры, и не могла устойчиво фиксировать зрением записку. Но затем, пристально всматриваясь, она увидела, что белая поверхность бумаги приняла темную окра ску, среди которой стали видеться какие-то белые значки. Это явление еще больше приковало ее внимание и она увидела ясно на темном фоне две цифры: с правой стороны 5, с левой 6 толь ко вверх ногами. В действительности на белой бумаге было на писано число 65, а в свернутой записке число располагалось вверх ногами.
Итак, если ее внимание чем-либо или кем-либо отвлекалось то она не могла сосредоточиться на своих ощущениях и решит] задачу не могла. Выше говорили, что в присутствии людей, к которым М-ва привыкла и которым доверяла, результаты опыт тов лучше, нежели при людях, ей незнакомых или несимпатичных. И еще один важный психологический фактор: страх ошибиться также не давал ей сосредоточиться на своих ощущениях, был помехой в проведении опыта.
Состояние кровообращения ощущающих органов существенно влияло на различительную способность органа осязания. Когда ее руки были теплыми, М-ва сама ощущала приятную теплоту, то ее различительная способность давала хорошие результаты, когда же ее руки были холодными, то способность падала до минимума или совершенно пропадала. При согревании рук в теплой воде чувствительность иногда вновь восстанавливалась. Итак, от деятельности сосудистой и нервной систем зависела ее способность, но этот вопрос не был глубоко изучен.
Статья из книги: Зрение вне глаз | Исхаков Р.Л.
Комментариев 0