Наследственность и генетика стационарной ночной слепоты

+1
Наследственность и генетика стационарной ночной слепоты

CSNB с аутосомно-ломинантным типом наследования впервые была обнаружена у мясника Jean Nougaret во Франции, неподалеку от Монтпелье, около 300 лет назад. Больной был основателем генеалогического древа, состоящего из 2121 человека, у 135 из которых наблюдалась CSNB. Пробанды из этой семьи в 9 поколениях находились под наблюдением французских врачей. Это генеалогическое древо является одним из крупнейших в истории генетики человека и служит ярким примером аутосомно-доминантного типа наследования. Известны формы, наследуемые аутосомно-рецессивно и как сцепленные с Х-хромосомой. CSNB, обычно проявляющаяся в сочетании с миопией, носит название «болезнь Аданда» (синдром Форсиуса — Эрикссона.

В настоящее время признано, что CSNB возникает в результате мутации генов, кодирующих белки, участвующие в процессах синтеза, транспорта и хранения родопсина, а также процессы транедукции. При аутосомно-доминантной форме картированы и клонированы гены GNAT, PDEGB, RHO, при аутосомно-рецессивной — KDH5, RHO К. В семьях бальных аутосомно-доминантной формой CSNB выявлены две мутации гена родопсина — Ala 292Glu и Thr9411e, а также мутация в ? -субъединице гена цГМФ-фосфодиэстеразы. У больных с CSNB типа Шуберта — Борншайна выделены два субтипа с полной и неполной пенетрантностью гена. Основанием для выделения этих субтипов послужила различная экспрессия гена, мутация которого при полном типе определена в регионе DXS556-DXS8083 на участке 11р4- НрЗ Х-хромосомы, при неполном — в регионе DXS722-DXS8023 (уточненная локализация DXS722-DXS255) на участке 11.23 Х-хромосомы. Не менее важны в этой дифференциации различия в психофизических и электроретинографических симптомах.

Следующий этап изучения патогенеза CSNB на молекулярном уровне — обнаружение белка с нарушенными структурой и функцией, кодируемого нормальным геном. При неполном типе CSNB мутация в регионе 11,23 является следствием дефекта ?-субъединицы в кальциевых каналах L-типа. Мутированный ген CACNA1F приводит к преждевременному прекращению синтеза белковой цепочки, в результате чего белок становится функционально неактивным. Согласно последним данным, неполную форму CSNB относят к каналопатиям сетчатки. Таким образом, появился новый термин для определения нарушения первоначальных звеньев передачи информации.

Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.