Основные причины зрительных расстройств и пути их профилактики

+ -
+1

Описание



Причины расстройств зрения у детей и подростков весьма разнообразны. Они могут быть следствием воспалительных заболеваний глаз бактериального, вирусного или грибкового происхождения, а также заболеваний, вызванных аллергическими, токсическими, химическими и физическими факторами.

Наиболее часто наблюдаются болезни век, слезного аппарата, конъюнктивы, роговицы, склеры, сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва.

Ячмень



Ячмень — пожалуй, самое распространенное заболевание век. Основные признаки — болезненность, отек и покраснение века, нередко повышение температуры и воспаление околоушной железы. Причинами могут быть переохлаждение, а также инфекционные и другие общие заболевания. Профилактика заключается в общем закаливании организма.

В толще век имеются различные железы. Острое воспаление одной из них — мейбомиевой — носит название мейбомита, а хроническое ее воспаление — халазиона. Они по происхождению сходны с ячменем, а следовательно, аналогична и их профилактика.

Блефарит



Довольно часто отмечается воспаление краев век — блефарит. Заболевание проявляется зудом, повышенной чувствительностью к свету, пыли, дыму и другим неблагоприятным факторам внешней среды, образованием ярких чешуек у основания ресниц. Встречается и так называемая язвенная форма блефарита, когда образуются язвочки у корней ресниц, покрытые желтоватыми гнойными корочками.

Непосредственными причинами блефарита могут быть заболевания пищеварительного тракта, придаточных пазух носа, контакт с химическими веществами, медикаментами и т. п. Течение болезни длительное. После рубцевания язвочек наблюдается выпадение или неправильный рост ресниц, утолщение слизистой глазного яблока и даже воспаление конъюнктивы или роговицы, что может привести к снижению остроты зрения.

Дакриоцистит



Среди заболеваний слезоотводящих путей у детей и подростков наиболее распространенным является дакриоцистит — воспаление слезного мешка.

Дакриоцистит может быть острым и хроническим. Основная причина — сужение или непроходимость слезно-носового канала. Слеза, не имея выхода в полость носа, скапливается в слезном мешке, что проявляется слезотечением и выделением гноя, нередко сюда присоединяется воспаление конъюнктивы и краев век.

Нередко появлению дакриоцистита способствуют различные заболевания носа, особенно хронический насморк, воспалительные процессы в соседней со слезным мешком гайморовой пазухе (гайморит) или травмы носа.

Профилактика хронических дакриоциститов — в предупреждении заболеваний или повреждений носа и его придаточных полостей.

Конъюнктивиты



Среди болезней слизистой оболочки наиболее часты воспалительные заболевания — конъюнктивиты. Они чаще всего бывают бактериальными, вирусными или аллергическими, а по течению — острыми, подострыми или хроническими.

Заражение эпидемическим конъюнктивитом происходит при несоблюдении правил личной гигиены (плохо вымытые руки) или через предметы общего пользования (полотенце, мыло и т. п.).

При конъюнктивитах наблюдаются зуд, жжение, чувство песка или другие неприятные ощущения в глазах, светобоязнь, слезотечение и гноетечение, покраснение и отечность слизистой век и глазного яблока. При выявлении этих признаков следует немедленно обратиться к врачу.

Если это по каким-либо причинам невозможно, необходимо через каждые 2 часа в течение дня удалять гнойные корочки с век ватным тампоном, смоченным 2%-ным раствором борной кислоты. Можно использовать и подогретую кипяченую воду. Ватные тампоны готовятся отдельно для каждого глаза.

Профилактика конъюнктивитов
заключается прежде всего в соблюдении правил личной гигиены. Нельзя прикасаться к глазам немытыми руками, пользоваться общими предметами туалета.

Различные медикаменты, взвешенные в воздухе пылевые частицы животного и растительного происхождения, продукты питания и другие вещества вследствие повышения к ним чувствительности организма могут вызвать аллергический конъюнктивит.

Ультрафиолетовое излучение или сильный свет (электросварка, киносъемка, облучение кварцевой лампой без достаточной защиты глаз и т. д.) также часто являются причиной конъюнктивитов, которые проявляются через 6—8 часов острой болью в глазах, спазмом век, слезотечением, покраснением слизистой и т. п. Прохладные примочки с 2%-ным раствором борной кислоты, закапывание 0,25%-ного раствора дикаина несколько раз в день заметно облегчают неприятные ощущения в глазах. Рекомендуется также пребывание больного в затемненном помещении или ношение дымчатых очков.

Кератиты



Воспалительные заболевания роговой оболочки — кератиты занимают значительный удельный вес среди других болезней глаз. Их появлению способствуют хронические воспалительные заболевания конъюнктивы, слезоотводящих путей, травматические повреждения и др. В исходе нередко остаются помутнения роговицы, которые заметно снижают зрение.

Признаки заболевания: светобоязнь, слезотечение, боль и ощущение инородного тела в глазу, покраснение, отечность слизистых оболочек, нередко обильные слизисто-гнойные выделения, а также снижение зрения. При кератитах иногда в воспалительный процесс вовлекается и сосудистая оболочка глаза, что еще больше осложняет течение болезни.


Чтобы облегчить состояние больного, целесообразно промывание глаз 2%-ным раствором борной кислоты или кипяченой водой. Повязка не накладывается, т. к. она может ухудшить течение болезни. Во всех случаях кератитов рекомендуется госпитализация больного.

Болезни склеры



Болезни склеры носят чаще всего воспалительный характер и проявляются в виде эписклерита или склерита.

Эписклерит — воспаление поверхностных слоев склеры. Склера приобретает синюшный оттенок, больной отмечает светобоязнь и умеренные боли в глазу. Течение болезни хроническое, нередки рецидивы.

Склерит — воспаление глубоких слоев склеры. Сопровождается сильными болями в глазу; нередко вовлекаются в процесс роговица и радужка.

Профилактика склерита и эписклерита направлена на предупреждение переохлаждения и влияния на организм других неблагоприятных факторов внешней среды.

Как уже указывалось, все три отдела сосудистого тракта — радужка, цилиарное тело и собственно сосудистая оболочка образуют единое целое в анатомическом и функциональном отношениях; при заболевании одного из них страдают, как правило,и остальные, а при поражении собственно сосудистой оболочки — и непосредственно прилегающая к ней сетчатка.

В зависимости от локализации (места нахождения) воспалительного процесса различают иридоциклит (передний увеит), хориоидит (задний увеит) и увеит (воспаление всего сосудистого тракта глаза). Как правило, эти заболевания являются следствием гриппа, туберкулеза, аллергии. Без своевременной медицинской помощи и лечения при заболеваниях сосудистой оболочки может развиться слепота.

Болезни зрительного нерва



Болезни зрительного нерва чаще всего тоже имеют воспалительный характер, сопровождаются расстройствами центрального и периферического зрения.

Нередко встречаются различные врожденные и наследственные заболевания: косоглазие, катаракта, глаукома, близорукость и ряд других.

Косоглазие



Косоглазие проявляется чаще всего в раннем возрасте в виде расстройств координированных движений глаз: при направлении одного глаза на обозреваемый предмет другой отклоняется в сторону носа или виска (сходящееся или расходящееся косоглазие). Это не только косметический недостаток, но и состояние, которое приводит к амблиопии (слепоте). Встречается преимущественно у детей, страдающих дальнозоркостью или другими аномалиями рефракции.

Наиболее доступный путь предупреждения косоглазия — оптическая коррекция дальнозоркости, близорукости и астигматизма и контроль за соблюдением требований гигиены зрительной работы.

Катаракта



В норме хрусталик прозрачен. Нарушение его прозрачности — помутнение — называется катарактой. Все катаракты можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная катаракта характеризуется тем, что в области зрачка обнаруживается серовато-белое образование (нормальный зрачок всегда черный). Приобретенные катаракты возникают при расстройствах деятельности желез внутренней секреции, отравлениях, травмах, осложнениях глаукомы, близорукости и ряда других заболеваний.

Предупредить катаракту
до недавнего времени медицина была бессильна. В последние 10—15 лет профилактике ее стало уделяться большое внимание. Пионерами в этом деле стали советские офтальмологи. Уже достигнуты определенные успехи, но пока можно говорить лишь о мероприятиях, уменьшающих угрозу ее возникновения. Главным принципом здесь является оздоровление всего организма.

Глаукома



Довольно часто встречается и нередко приводит к слепоте такое заболевание, как глаукома. Страдают преимущественно взрослые, но встречается в детском и в юношеском возрасте.

Основные симптомы глаукомы — повышение внутриглазного давления, отек роговицы и умеренно расширенный нездорового цвета зрачок. Под влиянием повышенного внутриглазного давления за счет растяжения оболочек увеличивается в размерах глазное яблоко. Только возможно раннее распознавание этого заболевания и немедленная операция могут сохранить зрение. Ни в коем случае нельзя отказываться от операции или откладывать ее — это грозит слепотой.

На зрительные функции оказывают неблагоприятное влияние различные общие заболевания организма, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда и быта, вредные привычки и т. д. Почти 75 % всех заболеваний органа зрения происходит вследствие общих заболеваний. Так, при поражениях сердечно-сосудистой системы, крови и почек страдают и кровеносные сосуды сетчатки глаза, что может привести к кровоизлияниям, дистрофическим изменениям в сетчатке, а также расстройствам кровообращения с последующей слепотой.

Нередко причиной заболеваний глаз могут быть различные инфекции. Так, острым воспалением конъюнктивы нередко начинается корь. Для коклюша характерны кровоизлияния под конъюнктиву, а иногда и в сетчатку. Довольно часты осложнения со стороны органа зрения при гриппе, когда страдают почти все оболочки глазного яблока, а также зрительный нерв.

Большую роль в профилактике и этих заболеваний играют общеукрепляющие, закаливающие мероприятия и занятия физкультурой и спортом.

Аномалии рефракции



Особое место среди зрительных расстройств занимают аномалии рефракции — наиболее частая причина снижения зрения у детей и подростков. Остановимся на них подробнее.

Зрение не у всех людей одинаково. Одни видят хорошо как вблизи, так и вдали, не испытывая при этом каких-либо затруднений, другие видят предметы, расположенные вблизи, хорошо, а удаленные хуже. Остальные, чтобы хорошо видеть удаленные и особенно близко расположенные предметы, вынуждены постоянно напрягать зрение. Это происходит оттого, что соотношения между преломляющей силой оптических средств и переднезадним размером глаза различны,и лучи света не всегда могут фокусироваться в области желтого пятна сетчатки.

Имеются три варианта оптических свойств глаза (рис. 1)— эмметропия, гиперметропия (дальнозоркость) и миопия (близорукость).


Рис. 1. Оптические свойства глаза: а — эмметропия; б — гиперметропия (дальнозоркость); в — миопия (близорукость)


Эмметропия



В эмметропическом, или соразмерном, глазу сила преломляющих сред соответствует переднезаднему размеру глаза. Этот размер измеряется по оси от роговой оболочки до желтого пятна. При зрении вдаль лучи света преломляются без каких-либо изменений толщины хрусталика, и на сетчатой оболочке возникает ясное изображение рассматриваемого предмета. Если зрительный объект расположен вблизи от эмметропического глаза, его преломляющая сила возрастает за счет утолщения хрусталика, при этом лучи света также фокусируются в желтом пятне благодаря регулирующей способности цилиарной мышцы, и люди с соразмерными глазами могут подолгу без утомления заниматься зрительной работой (рис. 1, а).

Гиперметропия (дальнозоркость)



Для дальнозоркости характерны слабая преломляющая сила оптических сред или уменьшенное в размерах глазное яблоко, вследствие чего лучи света, отраженные и от удаленных и от вблизи расположенных предметов, после преломления в роговице и хрусталике фокусируются не на сетчатке, а позади нее. В таких случаях на сетчатке проецируется не точка, а круг светорассеяния. И изображения предметов расплываются (рис. 1, б).

Некоторые полагают, что если человек дальнозоркий, то он должен хорошо видеть вдаль. Действительно, при дальнозоркости слабой степени (до 1,5 диоптрии) дети и юноши имеют хорошее зрение. При дальнозоркости в 2—4 диоптрии зрение вдаль, как правило, вполне удовлетворительное, а при работе на близком расстоянии мелкие рассматриваемые объекты, например буквы при чтении, сливаются, появляется боль в глазах и в области лба. И, наконец, при дальнозоркости высокой степени (свыше 5 диоптрий) отмечается значительное ослабление зрения как вдаль, так и вблизи.

При дальнозоркости постоянное напряжение нередко становится привычным для глаза и даже в покое не наступает полного расслабления цилиарной мышцы. Поэтому у детей и подростков чаще всего обнаруживается только явная дальнозоркость, а скрытая выявляется лишь при медикаментозном параличе аккомодации, что достигается впусканием в конъюнктивальную полость 1—2 капель 0,5—1 %-ного раствора атропина.

Таким образом, дальнозоркость — это не болезнь, а оптический дефект глаза. Лишь иногда она может быть следствием различных болезненных процессов. Если вовремя не подобрать очки или не носить их, особенно в детском возрасте, при дальнозоркости средней и высокой степени может развиться косоглазие и зрение значительно ухудшится.

Если наступило снижение зрения, которое уже не исправляется очками, необходимо проводить лечение на специальных аппаратах, правильно организовать рабочее место и режим зрительной нагрузки.

Миопия (близорукость)



Нужно знать, что дети чаще всего рождаются дальнозоркими, и по мере их роста увеличиваются и размеры глазных яблок. К 9—10 годам жизни глаза становятся соразмерными. Однако у некоторых детей рост глазных яблок может продолжаться. Это приводит к удлинению оси глаза и растяжению не только склеры, но и внутренних оболочек глаза. Развивается близорукость, при которой все рассматриваемые предметы кажутся расплывчатыми, будто в тумане.

Происходит это оттого, что лучи света, отраженные от удаленных предметов вследствие высокой оптической силы преломляющих сред или большого размера глазного яблока, фокусируются впереди сетчатой оболочки (рис. 1, в). Наоборот, от предметов, расположенных вблизи, лучи света собираются на сетчатке и дают на ней четкое изображение без значительного напряжения цилиарной мышцы. Поэтому близорукие могут часами выполнять работу на минимальном от глаз расстоянии, в том числе и с очень мелкими предметами, не чувствуя зрительного утомления.

Первым признаком заболевания является понижение зрения. Однако очень часто близорукость не замечается, так как она развивается вначале на одном глазу, и этот дефект зрения долгое время остается незамеченным. К тому же первоначально появляется ложная близорукость, связанная с избыточным напряжением цилиарной мышцы.

Постепенно ложная близорукость переходит в истинную — наступает растяжение глаза в переднезаднем направлении. В этот период особенно отчетливо обнаруживается понижение работоспособности цилиарной мышцы. Известны три степени близорукости: слабая (до 3 диоптрий), средняя (3,25—6 диоптрий) и высокая (свыше 6 диоптрий).

Более подробно о лечении, профилактике и восстановлении зрения Вы можете узнать здесь.


В большинстве случаев близорукость бывает слабой и средней степени, и к 17—20 годам рост ее нередко приостанавливается. Это так называемое стационарное течение болезни, не влекущее за собой неблагоприятных последствий. Только для того чтобы хорошо видеть вдаль, таким людям необходимо пользоваться очками со свето-рассеивающими стеклами.

Имеются два основных механизма развития близорукости: несоответствие аккомодационной способности глаза зрительной нагрузке и наследственность. Этот дефект чаще встречается у физически ослабленных детей, страдающих хроническими тонзиллитами, ревматизмом, туберкулезом, рахитом, перенесших инфекционные или другие тяжелые заболевания, при избыточной зрительной работе на близком расстоянии. Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия и, в первую очередь, плохое освещение, а также малоподвижный образ жизни часто способствуют возникновению и развитию близорукости.

В последние годы установлено, что у близоруких чаще, чем у здоровых, встречается нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие, что в свою очередь отрицательно влияет на состояние внутренних органов, вызывает общее утомление.

В дошкольном и тем более школьном возрасте почти невозможно отличить стационарную близорукость от другой ее формы — прогрессирующей, которая, если не принимать никаких мер, нередко приводит к слепоте вследствие необратимых изменений со стороны сосудистой и сетчатой оболочек.

Заболевание встречается преимущественно у детей школьного возраста. Недаром в недалеком прошлом даже в специальной литературе существовало такое распространенное понятие, как школьная близорукость.

Особенно быстрое понижение зрения наблюдается у учащихся специализированных школ, что связано с повышенной зрительной нагрузкой. По данным профессора Э. С. Аветисова и доктора медицинских наук С. Л. Шаповалова, слабость цилиарной мышцы и близорукость, начиная с 9—10-летнего возраста, в специализированных школах встречается в 2—3 раза чаще, чем в обычных, а число расстройств зрения заметно возрастает в 12—13-летнем возрасте, когда учащиеся начинают активно пользоваться словарями и другими справочниками, а также увлекаться чтением художественной литературы. В этой связи Э. С. Аветисов и его сотрудники предлагают создать наиболее благоприятные условия зрительной работы, исключить возможность быстрого утомления глаз.

Для восстановления нормальной работоспособности цилиарной мышцы предложены комплексы упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Наиболее эффективными оказались упражнения с линзами, сочетающие работу на близком расстоянии с дозированным воздействием на аккомодационный аппарат глаза светорассеивающих и собирающих очковых линз.


Упражнения с линзами для восстановления работоспособности аккомодационных мышц в домашних условиях (по материалам Э. С. Аветисова и К. А. Мац)



Для выполнения упражнений необходимо иметь две скиаскопические линейки с минусовыми линзами. Занятия проводятся в хорошо освещенной комнате, сидя за партой или письменным столом.

Нужно приставить к глазам скиаскопические линейки и, удерживая их руками, в течение трех минут через линзы силой в 0,5 диоптрии читать текст книги с расстояния 33 сантиметров. Затем, не прерываясь, продолжать чтение через линзы силой в 1 диоптрию. Постепенно увеличивая через каждые три минуты силу их на 0,5 диоптрии, закончить занятия самыми сильными линзами, с которыми еще возможно чтение.

В первые три дня проводится одно занятие, в остальные 6—8 дней — по два; всего — 15—20 занятий. Обязательное условие — чтение текста без перерыва.


Применение этой относительно простой методики в ряде регионов страны, а в последние годы — и в Минске показало, что с помощью таких упражнений можно полностью излечить ложную и предупредить более чем у 80 % детей истинную близорукость. Если же заболевание уже развилось, метод позволяет в 70—80 % случаев остановить, а в 20—30 % — резко замедлить его прогрессирование.

Но нередко одного курса лечения, состоящего из 15— 20 упражнений, оказывается недостаточно и требуется повторение с интервалами в один месяц до тех пор, пока не наступит стабильная работоспособность цилиарной мышцы. С этой же целью проводятся и занятия в домашних условиях по методике, рекомендованной сотрудниками Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца.

Упражнения «метка на стекле» для восстановления работоспособности аккомодационных мышц в домашних условиях (по материалам Э. С. Аветисова)



Проводятся в комнате. Нужно прикрепить к оконному стеклу на уровне лица круглую яркую метку диаметром 3—5 миллиметров, надеть рекомендованные очки для дали, встать на расстояние 30—35 сантиметров от окна.

Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, наметить себе какой-либо предмет за окном для фиксации взора, затем поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет.

Упражнения выполняются 2 раза в день в течение 25—30 дней. Продолжительность каждого упражнения: первые два дня — 3 минуты, последующие два дня — 5 минут и в оставшиеся дни — 7 минут.


Эффективные меры по охране зрения детей и подростков
принимаются и в средних школах Москвы, где профессор Е. И. Ковалевский обращает особое внимание учителей на проведение занятий с большей нагрузкой на слух, чем на зрение, с ограничением чтения дополнительной литературы, просмотра телепередач, занятий рисованием, вышиванием и т. п. Большое значение придается занятиям физкультурой и спортом, утренней гимнастике, плаванию, умеренному бегу, катанию на велосипеде и т. п.

Исследования, проведенные сотрудниками Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера под руководством доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, на которые мы уже ссылались, показали, что частота возникновения близорукости обусловлена в основном комплексом факторов закрытых помещений и ограниченных пространств.

В классных комнатах, например, в наибольшей степени снижается общая двигательная и пространственно-зрительная активность, возрастает нагрузка на орган зрения. Следовательно, в процессе обучения должны сочетаться общая двигательная и пространственно-зрительная активность. Была выдвинута гипотеза происхождения близорукости и разработана методика массовой первичной ее профилактики, в основе которой — широкие физкультурно-оздоровительные мероприятия. Методика включает 2 раздела: дошкольный и школьный.

В детских дошкольных учреждениях обучение детей чтению проводится в условиях максимального удаления от глаз специально увеличенного шрифта (касс букв и слогов) с последующим переходом в течение года к букварю.

В школе занятия носят зрительно-игровой характер.

Авторам этого метода удалось доказать, что с помощью массового внедрения разработанной системы в ближайшие годы удастся снизить вероятность возникновения близорукости и нарушений осанки детей в 2—2,5 раза.

В лаборатории оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения Московского научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, которой руководит кандидат технических наук Ю. А. Утехин, применяют при близорукости бифокальные сферопризматические очки (БСПО). От обычных очков БСПО отличаются тем, что к нижней части линз приклеены маленькие стеклышки — сферо-призмы, которые и снимают нагрузку с глаз при работе вблизи. По данным Ю. А. Утехина, почти у 70 % больных отмечена стабилизация близорукости.

При прогрессирующей близорукости проводится комплексное лекарственное лечение (общеукрепляющие препараты, витамины, средства, улучшающие кровообращение в глазу и т. д.). Если и они не дают эффекта, показано хирургическое лечение.

Астигматизм



Встречаются и такие разновидности преломляющей способности глаза, когда вследствие разной оптической силы роговицы и хрусталика не создается единый фокус, а лишь фокальная область изображения той или иной глубины. Такое состояние называется астигматизмом. Оно наблюдается при сочетании в одном глазу двух из трех оптических свойств — эмметропии, гиперметропии или миопии.

Положение фокальной области и ее границ по отношению к сетчатке характеризует вид астигматизма: фокальная область перед сетчаткой — миопический астигматизм; фокальная область за сетчаткой — гиперметропический астигматизм; передняя фокусная линия впереди, а задняя позади сетчатки — смешанный астигматизм.

Во всех этих случаях зрение понижено как вдаль, так и вблизи, а контуры рассматриваемых предметов кажутся расплывчатыми и искаженными по той причине, что лучи света фокусируются во взаимно перпендикулярных меридианах на разных расстояниях от сетчатки. Например, прямая линия, рассматриваемая такими людьми, в отдельных местах будет казаться им искривленной.

Степень дальнозоркости, близорукости и астигматизма у разных людей различна. Поэтому каждому, кто страдает расстройствами зрения, показана оптическая коррекция очками (рис. 2).


Рис. 6. Схема оптической коррекции очками: а — дальнозоркости; б — близорукости


Правильно подобрать и назначить очки может только офтальмолог. Приобретать их без рецепта, а тем более пользоваться чужими очками не следует, так как они вместо пользы могут принести вред. При недостаточной эффективности оптической коррекции или ее плохой переносимости можно рекомендовать контактные линзы, микрохирургические операции или другие методы лечения.

И еще один немаловажный вопрос:

Не вредно ли носить солнцезащитные очки?



Для каждого человека существуют определенные минимум и максимум видимого света, необходимые для нормального функционирования его органа зрения. Если эта норма нарушается, появляются неприятные и даже болезненные ощущения в области лба и глаз. Так, в солнечную погоду на открытом воздухе мы часто щуримся, на лице появляются морщины. Для того, чтобы избавиться от этих неприятных явлений, целесообразно пользоваться солнцезащитными очками.

Стекла в них отличаются различной степенью поглощения света. Известны нейтральные (дымчатые) очки с определенной спектральной характеристикой — желтые, зеленые, синие и др. Наиболее физиологичны очки желто-зеленого цвета. Работа с розовыми или голубыми стеклами утомительна. При болезнях глаз воспалительного (кератиты, иридоциклиты, конъюнктивиты) и врожденного (альбинизм — отсутствие пигмента) характера, при близорукости, сопровождающейся светобоязнью, детям часто предписывается ношение солнцезащитных очков.

Пользоваться ими в помещении, в транспорте, а также в пасмурную погоду и вечером не следует, так как нарушается цветовое восприятие, затрудняется зрительная работа; кроме того, иногда возникает слезотечение, чувство тяжести в глазах и другие неприятные ощущения. Рекомендуются солнцезащитные очки и детям с различными нарушениями зрения. В этих случаях, как правило, удается одновременно добиваться и его коррекции, и защитного эффекта.

Пользоваться такими очками следует лишь по назначению врача.

И еще один совет: очки надо подбирать так, чтобы они не только способствовали исправлению недостатков, но и в какой-то мере украшали лицо.

В последние годы получило довольно широкое распространение чтение в транспорте. Это нежелательно, т. к. неустойчивое положение книги или газеты вследствие вибрации затрудняет чтение, побуждает приближать рассматриваемый текст к глазам, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Не рекомендуется читать лежа, особенно на боку, в этих положениях не достигается правильная освещенность, а при чтении лежа на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

---

Статья из книги Зрение - дар бесценный | Советы офтальмолога юному спортсмену | Биран В.П.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0