Содружественное косоглазие (Часть 2) | Руководство по детской офтальмологии
Описание
Первичная микротропия бывает врожденной или возникает в период раннего детства из-за одностороннего выпадения функции центральной области сетчатки вследствие органических изменений или стойкой микроскотомы. Фовеальные свойства приобретает парацентральный участок, который корреспондирует с центральной ямкой сетчатки другого» глаза.При монокулярном исследовании выявляют нецентральную» фиксацию, при бинокулярном - асимметричное бинокулярное зрение. Выполнять операцию и ортоптические упражнения не имеет смысла. Показано лечение амблиопии. Следует учитывать, что» уровень повышения остроты зрения определяется анатомо-физиологическими возможностями парацентрального участка сетчатки, выполняющего роль центральной ямки. Микротропия иногда маекируется обычным содружественным косоглазием и выявляется только после его устранения.
Вторичная микротропия — косоглазие с остаточной девиацией, после хирургоортоптического лечения, когда мышечный дисбаланс: устранен не полностью. Она не отличается от обычного содружественного косоглазия ничем другим, кроме малого угла отклонения.
Вторичная микротропия может носить как монолатеральный, так и альтернирующий характер, в первом случае обычно сопровождается амблиопией. Крайне редко на почве длительного существования вторичной микротропии может сформироваться асимметричное бинокулярное зрение.
Особенности расходящегося косоглазия. Расходящееся косоглазие встречается значительно реже сходящегося, возникает в более позднем возрасте и характеризуется меньшей частотой сенсорных нарушений. Причинами возникновения расходящегося косоглазия! могут быть недостаточность конвергенции, связанная с поражением ее нервного аппарата или снижением аккомодационного стимула, ослабление фузии и избыточный импульс к дивергенции.
Нередко отмечается сочетание этих причин. Вторичное расходящееся косоглазие иногда возникает в результате гиперэффекта операции, произведенной по поводу сходящегося косоглазия.
Различают следующие клинические разновидности расходящегося косоглазия: постоянное: стабильное, нестабильное (с нарушением фузии, с относительной недостаточностью конвергенции) непостоянное: аккомодационное, эксцесс дивергенции.
Стабильное расходящееся косоглазие. В отличие от других видов стабильное расходящееся косоглазие нередко бывает врожденным. Оно является следствием поражения центрального аппарата конвергенции; с видом рефракции не связано. Величина девиации практически не меняется. Тенденция к сведению зрительных осей отсутствует.
Чаще, чем другие виды, стабильное расходящееся косоглазие сопровождается амблиопией. Ортоптические упражнения малоэффективны. Помочь может операция, однако и после нее сохраняется выраженная недостаточность конвергенции.
Нестабильное расходящееся косоглазие. Чаще всего оно связано с нарушением фузии из-за слепоты или резкого снижения остроты зрения одного глаза, обусловленного любой причиной. Как правило, косоглазие этого вида носит монолатеральныи характер.
При отсутствии видимых изменений в косящем глазу снижение остроты зрения обычно расценивают как функциональную амблиопию. Конвергенция может отсутствовать, но чаще в той или иной мере сохранена, что во многом зависит от степени снижения остроты зрения и времени появления косоглазия. Операция и упражнения, выполняемые с целью развить конвергенцию, могут дать только косметический эффект, который не всегда бывает стойким.
Нестабильное расходящееся косоглазие при относительной недостаточности конвергенции, связанной с ослаблением ее иннервации, характеризуется тем. что чаще носит альтернирующий характер, острота зрения обоих глаз обычно не снижена, угол косоглазия увеличивается при фиксации близко расположенного предмета.
В части случаев с помощью операции и ортоптических упражнений можно не только устранить девиацию, но и восстановить бинокулярное зрение.
Аккомодационное расходящееся косоглазие. Возникает при некорригированной или неполностью корригированной близорукости вследствие недостаточного импульса к аккомодации и конвергенции. При появлении в раннем детском возрасте и монолатеральном характере может сопровождаться амблиолией. Основной вид лечения — оптическая коррекция и упражнения, направленные на развитие конвергенции и фузии.
Операция показана только в тех случаях, когда угол косоглазия при постоянном ношении очков устраняетстя не полностью.
Эксцесс дивергенции — усиленный импульс к расхождению зрительных осей. При фиксации близко расположенного предмета имеется бинокулярное зрение и тенденция к отклонению «одного из глаз преодолевается фузией.
Эксцесс дивергенции — усиленный импульс к расхождению зрительных осей. При фиксации близко расположенного предмета имеется бинокулярное зрение и тенденция к отклонению «одного из глаз преодолевается фузией.
Как только необходимость в зрительном сосредоточении отпадает (при так называемом панорамном зрении), проявляется усиленная дивергенция и глаз отклоняется кнаружи. Следовательно, чередуются экзофория для близи и экзотропия для дали. Конвергенция обычно нормальная. Показана операция. Ортоптические упражнения неэффективны.
Обследование больного.
- При опросе родителей ребенка, страдающего косоглазием, следует выяснить, в каком возрасте появилось косоглазие, его предполагаемую причину, косил ли с самого начала только один глаз или наблюдалось попеременное косоглазие, не было ли раньше каких-либо заболеваний глаз, проводилось ли лечение косоглазия и амблиопии, какое и насколько оно было эффективным.
- Исследуют остроту зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией.
- Для определения характера косоглазия (монолатеральное или альтенирующее) предлагают больному смотреть на какой-либо предмет (зеркало офтальмоскопа, конец пальца или карандаша, игрушка и т. д.) и закрывают ладонью фиксирующий (например, правый) глаз. Когда начинает фиксировать отклоненный левый глаз, убирают ладонь и оставляют открытым правый глаз. Если при этом левый глаз продолжает фиксировать, то это значит, что у больного альтернирующее косоглазие. Если же больной по включении правого глаза опять начинает косить другим (левым) глазом, то у него монолатеральное косоглазие.
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs] - Определяют вид косоглазия по направлению отклонения глаза (сходящееся, расходящееся, вертикальное) и величину отклонения.
Для практических целей вполне достаточно измерить угол косоглазия по методу Гиршберга. Больной смотрит на зеркало офтальмоскопа, а врач, приложив зеркало к своему глазу, наблюдает через отверстие за положением световых рефлексов на роговице - одного и другого глаза. О величине девиации судят по степени смещения рефлекса от центра на косящем глазу (рис. 82). - С помощью цветового прибора определяют, имеется у больного бинокулярное, одновременное или монокулярное зрение. Для того чтобы получить представление о состоянии бинокулярного зрения у детей младшего возраста, можно использовать пробу с призмой.
- Определяют подвижность глаз путем перемещения фиксируемого объекта перед глазами больного в восьми направлениях. Этим способом можно выявить только резкие ограничения подвижности глаз. Следует также иметь в виду, что при содружественном косоглазии оба глаза совершают движения примерно одинаковой амплитуды, поэтому при полной экскурсии ведущего глаза косящий глаз при движении в сторону, противоположную отклонению, как правило, не доходит до угла глазной щели.
Однако это не дает оснований говорить об ограничении его подвижности. Особенно осторожно следует делать такое заключение при обследовании детей раннего возраста.По возможности при наличии показаний для определения состояния глазодвигательного аппарата используют коордиметрию и метод «спровоцированной» диплопии. - В случае наличия синоптофора исследуют фузионную способность зрительного анализатора (слияние под объективным углом, скотома под объективным углом, слияние под субъективным углом, скотома под субъективным углом). В случае бифовеального слияния определяют ширину фузионных резервов.
- С помощью скиаскопии исследуют рефракцию каждого глаза в условиях циклоплегии.
- При снижении остроты зрения определяют зрительную фиксацию. Для этого используют визускоп, большой безрефлексный офтальмоскоп с фиксационной иглой или офтальмоскопическую линзу с шариком.
- Тщательно исследуют оптические среды и глазное дно, помня о том, что в ряде случаев причиной снижения остроты зрения и развития косоглазия могут быть анатомические изменения в глазу. Помимо фокального освещения роговицы, исследования оптических сред в проходящем свете, офтальмоскопии в обратном и прямом виде, по возможности используют биомикроскопию, юфтальмохромоскопию, кампиметрию, пробу с последовательным образом, пробу с применением феномена Гайдингера, фотостресс-тест, определение ретинальной остроты зрения (РОС), электрофизиологические исследования органа зрения.
- В случае необходимости ребенка, страдающего косоглазием, направляют на консультацию к педиатру, невропатологу, ото-ларингологу и другим специалистам.
Лечение. Конечная цель лечения содружественного косоглазия — восстановление бинокулярного зрения. Только при бинокулярном зрении полностью восстанавливаются зрительные функции -и устраняется асимметрия в положении глаз.
Физиологической основой бинокулярного зрения в самом общем виде является нормальная координация деятельности сенсорного ш моторного аппарата обоих глаз.
В тех случаях, когда при косоглазии высшие отделы центральной нервной системы сохранили потенциальную способность обеспечить такую координацию, то можно рассчитывать на восстановление бинокулярного зрения, если имелись или достигнуты в процессе лечения следующие условия:
- дозированное с помощью очков напряжение аккомодации, устраняющее ее чрезмерное или недостаточное влияние на конвергенцию;
- достаточно высокая острота центрального зрения обоих глаз;
- свободная подвижность глаз;
- симметричное положение глаз;
- способность к слиянию фовеальных изображений;
- достаточные фузионные резервы;
- равный размер изображений на сетчатке обоих глаз (изейкония).
Для создания указанных условий необходимо применить много способов воздействия па сенсорные и моторные функции зрительного анализатора, рационально комбинируя и меняя эти способы в процессе лечения.
Такому принципу соответствует методика комплексного лечения содружественного косоглазия, которая включает оптическую коррекцию аметропий, мероприятия по борьбе с амблиопией (плеоптика), операции па глазодвигательных мышцах, пред- и послеоперационные ортоптические упражнения.
В последнее время предложена также новая система восстановления бинокулярного зрения в естественных условиях диплоптика.
При сочетании содружественного косоглазия с аметропией прежде всего решается вопрос о назначении очков, которые могут не только улучшить зрение, но и оказать существенное влияние на положение глаз. Постоянная оптическая коррекция в сочетании с диплоптическими и ортоптическими упражнениями — основной метод лечения аккомодационного косоглазия: сходящегося при дальнозоркости и расходящегося при близорукости.
При сочетании сходящегося косоглазия с дальнозоркостью, как правило, назначают очки на 0,5 -1,0 дптр меньше выявленной степени дальнозоркости. При сложном гиперметропическом астигматизме сферическую линзу выписывают по этому же правилу, а астигматическую линзу — обычно на 0,5 дптр меньше степени астигматизма. Полная коррекция дальнозоркости целесообразна в тех случаях, когда она устраняет девиацию, а более слабые линзы такого эффекта не дают.
Иногда в очках, назначенных по приведенным выше правилам косоглазие отсутствует при взгляде вдаль, но возникает при фиксации близко расположенного предмета. В этих случаях можно назначить бифокальные очки, увеличив нижнюю половину линз на 1,0 -2,0 дптр, если это приводит к устранению девиации.
Носить очки рекомендуют и при редко встречающемся сочетании сходящегося косоглазия с близорукостью, хотя минусовые линзы могут способствовать увеличению отклонения глаза.
При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии, сочетающемся с миопией, требуется полная оптическая коррекция. При расходящемся косоглазии, сочетающемся с дальнозоркостью, ношение очков может способствовать увеличению девиации, поэтому очки необходимы только в тех случаях, когда без них отмечается существенное (до 0,6—0,7 и менее) снижение остроты зрения хотя бы на одном глазу.
Стойкое снижение остроты зрения косящего глаза одно из главных препятствий на пути восстановления бинокулярного зрения. Борьба с амблиопией нередко является решающим фактором, определяющим результаты функционального лечения содружественного косоглазия. У детей младшего возраста не всегда удается определить остроту зрения.
В таких случаях решающее значение при установлении наличия или отсутствия амблиопии имеет определение характера косоглазия (монолатеральное или альтернирующее). Выявление монолатерального косоглазия дает основание считать, что амблиопия либо уже существует, либо начинает развиваться. В этих случаях показано безотлагательно применить пенализацию или прямую окклюзию.
Принцип пенализации (от франц. p?nalit? — штраф, взыскание) заключается в создании у больного искусственной анизометропии, вследствие чего зрение ведущего, лучше видящего глаза ухудшается (этот глаз «штрафуется») и фиксирующим становится амблиопичный глаз. При этом один глаз становится как бы пресбиопическим, а другой — миопическим.
Основанием для разработки этого метода послужили наблюдения, согласно которым при близорукости низкой степени одного глаза и эмметропической рефракции или слабой дальнозоркости другого глаза амблиопия, как правило, не развивается.
Посредством пенализации создают следующие условия:
- амблиопичный глаз подключается к активной деятельности;
- в акте зрения время от времени принимает участие и ведущий глаз, в результате чего устраняется возможность снижения остроты зрения этого глаза;
- ведущий глаз, обладающий способностью к правильной пространственной локализации, «как бы обучает этому амблиопичный глаз;
- оба глаза почти не аккомодируют (один из-за медикаментозной циклоплегии, другой вследствие искусственной близорукости);
- это способствует уменьшению аккомодационной конвергенции и устранению девиации;
- вследствие того, что один глаз используют только для дали, а второй — только для близи, исключаются или ослабляются конкурентные влияния одной монокулярной системы на другую; это препятствует формированию основного феномена сенсорной адаптации бинокулярной зрительной системы к асимметричному положению глаз - постоянному торможению зрительных впечатлений косящего глаза.
Таким образом, в раннем детском возрасте пенализация может оказать существенное влияние не только на монокулярные, но и на бинокулярные функции. В этом смысле ее можно рассматривать как важный компонент диплоптики. Для того чтобы правильно использовать метод пенализации, врач должен иметь большой опыт и глубоко понимать особенности монокулярного и бинокулярного зрения при косоглазии.
Пенализаццю применяют при сходящемся косоглазии и гиперметропической или эмметропической рефракции.
Различают следующие виды пенализации:
- для близи;
- для дали;
- легкую;
- селективную;
- альтернирующую;
- полную.
Основными видами являются пенализация для близи и для дали; остальные виды имеют вспомогательное значение.
Постоянное выключение ведущего глаза необходимо проводить на протяжении не менее 4 мес. Если фиксация не исправится, то от окклюзии надо отказаться. После того как достигнута одинаковая острота зрения обоих глаз и монолатеральное косоглазие перешло в альтернирующее, для стабилизации достигнутого результата окклюзию необходимо продолжать не менее 3 мес.
Основное назначение прямой окклюзии - снизить форменное зрение лучше видящего глаза настолько, чтобы ведущим стал амблиопичный глаз. Следовательно, при прямой окклюзии нет необходимости в полном выключении лучше видящего глаза. В этих случаях целесообразно пользоваться заслонками из нейтральных светофильтров различной плотности.
Если у детей младшего возраста не удается определить ни остроту зрения, ни характер косоглазия, то целесообразно использовать переменную окклюзию (например, на протяжении одной недели выключать правый глаз, в течение другой — левый) или альтернирующую пенализацию и применять их до тех пор, пока очередное обследование ребенка не даст нужных результатов. Применение такой окклюзии или пенализации в ранние сроки является действенным способом профилактики диобинокулярной амблиопии.
Лечение амблиопии у детей дошкольного возраста независимо от состояния фиксации следует начинать с пенализации или постоянного выключения ведущего глаза. Пенализация показана только детям до 4 лет. Цель лечения амблиопии - добиться одинаковой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее.
Прямую окклюзию и пенализацию целесообразно сочетать с локальным световым раздражением центральной ямки сетчатки «слепящим» светом и разнообразными зрительными упражнениями (перерисовывание картинок через прозрачную бумагу, раскрашивание мелких деталей рисунков, проставление точек в углах квадратов миллиметровой бумаги, обнаружение ошибок в рисунке и т. д.), выбор которых определяется возрастом и уровнем развития ребенка, его интересами и склонностями.
При отсутствии эффекта от применения пенализации и окклюзии, а также в случаях неправильной фиксации у детей школьного возраста используют комплексное лечение амблиопии, основу которого составляют метод отрицательных последовательных образов и локальное световое раздражение центральной ямки сетчатки. Использование для локального раздражения центральной ямки сетчатки гелий-неонового лазера малой мощности имеет ряд преимуществ перед применением малогабаритной лампочки или светопровода.
Лечение амблиопии, как правило, должно предшествовать проведению упражнений, направленных на развитие бинокулярного зрения, и операции. В тех случаях, когда расстройство фиксации очень резко выражено, целесообразно произвести операцию, а затем лечение амблиопии в расчете на то, что изменение фиксации после операции облегчит лечение.
Отсутствие амблиопии или стойкое повышение остроты зрения до 0,4 и более является показанием к проведению ортоптических упражнений, цель которых—сделать фовеальные ретинокортикальные элементы обоих глаз доминантными и восстановить их совместную деятельность. При отсутствии способности к бифовеальному слиянию назначают упражнения, способствующие ее восстановлению, а при наличии бифовеального слияния развивают фузионные резервы.
Эти упражнения проводят главным образом на синоптофоре.
Следует подчеркнуть, что с помощью ортоптических упражнений больного обучают не истинному, а гаплоскопическому зрению. Помимо того, выполнять эти упражнения могут только дети в возрасте 4—5 лет и старше, т. е. те, у кого анормальное бинокулярное зрение уже стало более устойчивым.
Указанные недостатки ортоптики послужили поводом к разработке новой системы лечения содружественного косоглазия в естественных условиях - диплоптики. Диплоптические упражнения можно назначать даже детям в возрасте 2—3 лет. Основной принцип диплоптики - вызвать у больного с содружественным косоглазием феномен двоения в естественных условиях, «оживить» или выработать привычку преодолевать его с помощью оптомоторного фузионного рефлекса и тем самым восстановить саморегулирующийся механизм бификсации основу нормального бинокулярного зрения.
Для реализации принципа диплоптики предложен ряд способов. Основными из них являются восстановление механизма бификсации и упражнения, способствующие усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией. Применять этот способ можно даже у детей в возрасте 2— 3 лет, поскольку объективным критерием оценки его эффективности служит не словесный ответ больного, а появление бессознательного оптомоторного рефлекса.
В связи с этим важным принципом диплоптики является лечение косоглазия как можно раньше после его появления. Дополнительными способами диплоптики являются упражнения, направленные на развитие фузионных резервов с помощью призм и развитие устойчивости фузии.
Цель операций на мышцах глаза при содружественном косоглазии заключается в том, чтобы путем изменения мышечного баланса, т. е. относительной силы натяжения мышц, добиться симметричного или близкого к нему положения глаз и тем самым способствовать восстановлению нормальных бинокулярных- функций. Для усиления действия на мышцу обычно используют резекцию. Тенорафию и прорафию применяют в основном при вмешательствах на косых мышцах.
Из операций, способствующих ослаблению действия мышц, наибольшее распространение получили рецессия и удлинение (пролонгация) мышцы. Значительно реже применяют тенотомию с предохранительным швом и частичную тенотомию. Свободную тенотомию производят только при некоторых атипичных формах косоглазия и при выполнении операции на косых.
При монолатеральном косоглазии логичнее в первую очередь произвести операцию на косящем глазу, исходя из того, что патологические нарушения в нем обычно более выражены.
Необходимо учитывать ширину глазной щели, помня, что при «операциях, способствующих усилению действия мышцы, глазная щель несколько сужается, а способствующих ее ослаблению — несколько расширяется.
Если после первого этапа операции сохранится остаточный угол косоглазия, то второй этап операции производят через 6—8 мес. О такой возможности необходимо предупредить больного или его родителей, иначе даже проведенный в соответствии с планом первый этап операции, не исправившей косоглазия полностью, может расцениваться ими как неудача.
При сочетании выраженного горизонтального отклонения глаза с вертикальным целесообразно вначале произвести операцию на горизонтальных мышцах, учитывая, что вертикальная девиация может быть не только следствием пареза мышц, но и проявлением вертикальной формы, которая в первичном положении глаза нередко исчезает.
Если же вертикальное отклонение значительное, а при исследовании глазодвигательного аппарата установлено преимущественное поражение мышц вертикального действия, то в первую очередь следует выполнить операцию на этих мышцах.
Необходимость включить хирургическое вмешательство в комплекс лечебных мероприятий возникает в случаях неаккомодационного косоглазия, когда постоянное и достаточно длительное (не менее года) ношение правильно назначенных очков и ортоптические упражнения не устраняют девиацию. Это касается и тех больных, у которых в очках сохраняется симметричное положение глаз, но после снятия очков или уменьшения их оптической силы сразу же появляется заметное косоглазие.
При лечении больных до операции основное внимание должно быть направлено на исправление зрительной фиксации и повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие способности зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов, получение достаточной ширины фузии и подвижности глаз.
Упражнения, направленные на развитие подвижности глаз, проводят на синоптофоре и мускултренере; можно использовать также упрощенный метод — перемещать какой-либо предмет перед глазами ребенка в нужных направлениях. Аналогичным образом, или с помощью конвергенцтренера тренируют конвергенцию при расходящемся косоглазии.
Оптимальным для осуществления операций по поводу содружественного косоглазия следует считать возраст 3—5 лет, когда уже достаточно отчетливо выявилась неэффективность оптической коррекции аметропий и уже можно проводить активные ортоптические упражнения в пред- и послеоперационном периодах.
Если после активного плеоптического лечения сохраняется низкая острота зрения (менее 0,3) амблиопичного глаза, препятствующая формированию бинокулярных связей, то с операцией спешить не следует. При наличии выраженной девиации (более 10°) целесообразно произвести операцию до поступления ребенка в школу, но следует учитывать возможность повторной операции в случае рецидива косоглазия.
Об этом необходимо предупредить родителей. Такую корректировочную операцию лучше произвести в возрасте 10 - 12 лет, когда почти прекращается развитие лицевого скелета и глазниц, которое в условиях отсутствия бинокулярного зрения может способствовать отклонению глаз.
Наличие дальнозоркости при сходящемся и близорукости при расходящемся косоглазии позволяет рассчитывать на появление после операции «частично-аккомодационных» свойств косоглазия. В таких случаях оптическая коррекция аметропий может стабилизировать положение глаз в послеоперационном периоде.
Одновременное зрение свидетельствует о менее выраженной тенденции к торможению зрительных восприятий отклоненного глаза, чем монокулярное зрение. В результате создаются более благоприятные условия для совместной деятельности обоих глаз, при этом первостепенное значение имеет состояние фузии.
Выявленная еще до операции способность зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов существенно повышает эффективность диплоптических и ортоптических упражнений, выполняемых после операции, и увеличивает возможность восстановления бинокулярного зрения.
Благодаря этой способности, которая выступает в роли надежного «союзника» хирурга, может быть даже устранен небольшой угол косоглазия, оставшийся после операции.
Чем постояннее угол косоглазия, тем, как правило, лучше и стабильнее результаты операции. Если в процессе обследования больного девиация, то исчезает, то появляется, причем диапазон отклонения глаза бывает значительным, производить операцию не следует.
При небольших углах косоглазия нужно особенно тщательно исследовать состояние бинокулярных функций. Способность к слиянию при нулевое положении объектов синоптофора и бинокулярное зрение, выявленное на цветовом приборе, свидетельствуют о том, что у больного имеется так называемое асимметричное бинокулярное зрение.
В этих случаях, которые, правда, встречаются очень редко, не имеет смысла производить операцию, так как после нее либо сохранится прежнее положение глаз, либо может появиться странное двоение.
Если после успешного лечения содружественного косоглазия стабильно сохраняется симметричное положение глаз или восстанавливается бинокулярное зрение, то при небольших степенях гиперметропии оптическую коррекцию постепенно уменьшают — на 0,5—1,0 дптр через каждые 6 - 12 мес, а затем вообще отменяют. Для закрепления бинокулярного зрения после успешного лечения содружественного косоглазия проводят стереоптические упражнения и чтение с решеткой.
Лечить косоглазие доступными методами должен уметь каждый офтальмолог. В специализированные кабинеты следует направлять только больных с более сложными и атипичными формами косоглазия и амблиопии. Все большее распространение получают специализированные детские сады, где проводят лечение косоглазия и амблиопии. Опыт показывает, что эффективность лечения в таких учреждениях выше, чем в глазных кабинетах поликлиник. Это объясняется тем, что лечение здесь проводят систематически и сочетают его с медико-педагогическими мероприятиями.
Профилактика. Профилактика содружественного косоглазия предполагает, во-первых, знание этиологии заболевания; во-вторых, определение на этой основе реальных путей предупреждения заболевания; в-третьих, выбор конкретных мероприятий, направленных на его предупреждение.
Профилактика содружественного косоглазия, обусловленного выпадением или ослаблением зрительной афферентации, заключается в предупреждении, раннем выявлении и интенсивном лечении глазных заболеваний, которые могут привести к слепоте или резкому снижению зрения.
Предупреждение расстройств бинокулярного зрения, возникающих вследствие анизейконии, практически сводится к ранней оптической коррекции анизометропии, при которой неравенство ретинальных изображений обоих глаз встречается особенно часто. В настоящее время практически невозможно определить величину анизейконии и компенсировать ее с помощью афокальных изейконических линз.
Наиболее доступный метод профилактики содружественного косоглазия — оптическая коррекция аметропий в раннем детском возрасте (1—2 года). Таким путем можно предупредить по крайней мере аккомодационное косоглазие, на долю которого приходится 25- 40% всех случаев косоглазия. Целесообразно назначать очки для постоянного ношения при близорукости, астигматизме и дальнозоркости 2,5 дптр и более.
Смысл оптической коррекции — в устранении чрезмерных или недостаточных аккомодационных усилий и связанных с ними усиленных или ослабленных импульсов к конвергенции, т. е. в устранении условий для появления содружественного косоглазия. Если к 6 -11 годам у ребенка сохраняется устойчивое бинокулярное зрение, без очков не снижается острота зрения, и он не испытывает астенопических затруднений, то при небольших степенях дальнозоркости оптическую коррекцию отменяют.
Среди причин сенсорно-моторных нарушений зрительного анализатора, приводящих к содружественному косоглазию, важное значение имеют общие инфекции и интоксикации, патология беременности и родов, врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы. Вследствие этого профилактика содружественного косоглазия выходит за рамки офтальмологии и по существу сливается с проблемой охраны материнства и детства.
Все, что способствует нормальному развитию и стабилизации бинокулярного зрения, предотвращает появление содружественного косоглазия. В этом отношении важное значение имеют гигиена зрения и общее укрепление (здоровья детей, начиная с периода новорожденное.
Общие заболевания (корь, скарлатина, грипп и др.) ослабляют детский организм и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний надо следить, чтобы ребенок не слишком много рисовал, не рассматривал мелкие предметы и не приближал их к глазам. Важно также, чтобы освещение было достаточным.
При профилактических исследованиях органа зрения у детей необходимо выявлять не только явное косоглазие, но и дефекты, бинокулярного зрения, а также состояния (аметропия, анизометропия, заболевания глаз, сопровождающиеся односторонним снижением остроты зрения, ограничение подвижности глаз, выраженные установочные движения глаз при пробе с прикрыванием), благоприятствующие возникновению содружественного косоглазия.
В случае их выявления проводят более детальное обследование ребенка и назначают необходимые лечебно-профилактические воздействия (коррекция аметропии, меры по повышению остроты зрения, ортоятические упражнения).
В системе мероприятий по профилактике содружественного косоглазия и его осложнений важную роль играет санитарно-просветительная работа среди будущих матерей, родителей и работников детских дошкольных учреждений. Задача этой работы заключается в распространении знаний о причинах развития содружественного косоглазия и путях его предупреждения, гигиене зрения детей, важности своевременного и систематического лечения косоглазия и роли родителей и персонала дошкольных учреждений в осуществлении лечебных мероприятий.
Формы санитарного просвещения весьма разнообразны: лекции, беседы, выступления по радио и телевидению, статьи в газетах и журналах, издание брошюр и памяток, выпуск плакатов, создание диафильмов и кинофильмов.
При уже возникшем косоглазии профилактические мероприятия должны быть направлены на предупреждение его осложнений (амблиония, отсутствие нормальных бинокулярных связей, вторичные изменения в нервно-мышечном аппарате). Основной путь такой профилактики - раннее активное и правильное лечение заболевания.
Комментариев 0