Коррекция слабовидения при работе вблизи
Описание
У детей острота зрения вблизи может совпадать с остротой зрения вдаль, но может и отличаться: быть несколько выше при миопической рефракции за счет уменьшения силы корригирующей линзы и соответствующего увеличения ретинального изображения. Бинокулярная острота зрения может существенно возрасти у пациентов с нистагмом, который «блокируется» при конвергенции.Для оценки зрительных функций вблизи используют «Таблицы для подбора средств коррекции вблизи лицам с пониженным зрением», состоящие из трех частей. По первой из таблиц определяют остроту зрения вблизи с 4 расстояний, буквенные знаки изменяются в геометрической прогрессии с шагом 1,26, тест-объект максимального размера соответствует остроте зрения 0,01, минимального — 0,8.
На процесс чтения влияют функциональное состояние не только центральной ямки сетчатки, но и ее парацентральной зоны, наличие, конфигурация и число скотом. Возможность чтения разновысоких текстов определяют с помощью второй из таблиц (рис. 1.3).
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
Минимальный размер читаемого шрифта обозначен как порог чтения. Работу с таблицами следует рассмотреть более подробно, поскольку по ним осуществляется подбор оптических увеличителей для чтения. Вторая таблица состоит из 16 рядов слов, состоящих из 1—2 и более слогов; каждый ряд напечатан определенным размером шрифта: от 80 до 4 пунктов (шрифт 8 пунктов соответствует газетному шрифту). Таблица позволяет установить минимальный размер читаемого шрифта (порог чтения) на фиксируемом расстоянии (обычно это 33 или 25 см), определить необходимое увеличение («диоптрийная добавка») для чтения газетного шрифта и выявить наличие дефектов в центральной и парацентральной зонах сетчатки, справа от точки фиксации, затрудняющих процесс чтения.
Скорость чтения. Чтение нескольких слов в строке, однако, не дает достаточного представления о возможности длительной зрительной работы.
Более тщательно процесс чтения определяется по третьей таблице, предназначенной для исследования скорости чтения, которую рассчитывают как число прочитанных буквенных знаков в единицу времени. Изучение скорости чтения шрифтов разного размера позволило установить, что пороговая скорость чтения (ПСЧ) как у лиц с нормальным зрением, так и у слабовидящих всегда ниже, чем скорость чтения более крупного шрифта — максимальная скорость чтения (МСЧ). Отношение МСЧ/ПСЧ у слабовидящих может быть представлено как 1,5 : 1, у здоровых лиц как 3:1. На рис, 1.4 представлена часть результатов исследования.
Зная размер шрифта, при котором определяют МСЧ, с помощью второй таблицы рассчитывают оптическую силу увеличителя в диоптриях.
К подобному выводу о необходимости двукратного увеличения шрифта для свободного чтения пришел J.E. Keeffe (1990), сходные данные получены J.E. Lovie-Kitchin и соапт. (2001), поданным которых МСЧ у детей с разной остротой зрения определяется по шрифту в 2,5—7 раз крупнее шрифта стандартного размера.
В последние годы специалисты по коррекции слабовидения обратились к изучению особенностей чтения при низкой остроте зрения. При исследовании скорости чтения у здоровых и слабовидящих детей отмечено, что она имеет высокую корреляцию с возрастом ребенка, зависит от типа читаемой литературы, адаптации, интеллекта и подготовки детей к читаемому материалу. Однако более важными для определения способности к чтению я ваяются такие факторы, как острота зрения вблизи, пороговый размер шрифта, контрастная чувствительность, поле зрения, размер центральной скотомы, влияющие на скорость чтения.
K. Fellenius (1996) полагает, что форма и тип увеличителя не оказывают существенного влияния на скорость чтения, однако исследования скорости чтения с разными типами увеличительных средств равной оптической силы показали, что не только оптическая мощность прибора, но и его конструктивные особенности влияют на скорость чтения у лиц с разными видами офтальмопатологии. Полученные результаты позволили использовать показатели скорости чтения при выборе оптимального увеличителя. Параллельные исследования по тестам для оценки зрительного утомления: критической частоте слияния мельканий (КЧСМ), устойчивости ясною видения по Ферри и Ренду, корректурной пробе Weston, объему абсолютной аккомодации с разными типами увеличительных приборов — подтвердили правомочность использования скорости чтения как эргономического критерия при выборе не только степени увеличения шрифта, но и конкретного вида увеличителя. Скорость чтения оказалась эффективным показателем и при выборе светопоглощающего фильтра при чтении в очках-гиперокулярах, которая с оптимальным фильтром повышалась на 11—17 %.
Статья из книги: Зрительные функции и их коррекция у детей | С.Э. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова.
Комментариев 0