Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Гигиенические основы освещения и зрительная работа

+ -
+1

 


Описание

Свет является естественным условием жизни на Земле, в том числе и развития человеческого организма, сохранения здоровья, обеспечения обучения, производительного труда, что связано с работой зрительного анализатора.

Новорожденные и дети первого года жизни нуждаются в высоком уровне освещенности в местах не только бодрствования, но и сна. Для малышей «ползунков» высокую освещенность необходимо создавать ближе к полу, т. е. там, где они играют. Для дошкольников светильники располагаются не только на потолке, но и на стенах ближе к полу.

Выбирая ориентацию детских учреждений, гигиенисты рекомендуют располагать окна классных комнат на южную и юго-восточную стороны, т. е. в сторону более активной и длительной инсоляции, что справедливо для всех климатических районов.

Офтальмологами и гигиенистами установлено, что у около 30% учащихся к концу обучения в школе понижается зрение в связи с развитием близорукости. Материалы обследования школьников свидетельствуют как об увеличении числа близоруких детей, так и о росте у них с возрастом стадии, величины и степени снижения остроты зрения.

В возникновении и прогрессировании этого процесса играют роль многие факторы: наследственность, недостаточное физическое развитие, малоподвижный образ жизни, заболевания опорно-двигательного аппарата, кариес зубов, хронические болезни, длительные зрительные нагрузки в процессе игр с мелкими игрушками, нечеткий и мелкий книжный шрифт, близкое расстояние от глаз до поверхности стола, несоответствующие росту парты и др. Существенное значение в развитии близорукости играет недостаточная освещенность. Оптимальные условия освещенности среды обитания, игр, работы обеспечивают хорошее зрительное восприятие и активное поведение (проф. Э. С. Аветисов, Т. С. Смирнова, А. Н. Добромыслов и др.).

Естественное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным и не создавать блескости.

Естественная освещенность определяется ее коэффициентом (КЕО); она выражает отношение освещенности данного места помещения в люксах к освещенности снаружи под открытым небом в той же плоскости и выражается в процентах. В средней полосе в дошкольных и школьных учреждениях в удаленных от окон точках помещения КЕО должен быть не менее 1,5%, а в комнатах для повышенной зрительной работы (черчение и рисование) не менее 2%.

Однако даже эти показатели КЕО не обеспечивают надлежащих условий для высокой и неутомительной работы (игры). Минимальная благоприятная освещенность составляет600 лк, что соответствует КЕО для средних широт 2,5— 5,7%. Цвета (тон) «теплой» части спектра и светлая окраска потолков, стен, пола повышают освещенность за счет отражения света.

Освещенность также обусловлена световым коэффициентом (СК). Он определяется отношением остекленной поверхности окон к площади пола. В комнатах, где дети и взрослые пребывают основное время и выполняют работу, связанную со зрительной нагрузкой, СК должен быть не менее 1:4.

Для лучших условий зрительной работы в учебных и производственных помещениях парты, столы, станки, приборы устанавливаются так, чтобы свет падал слева и расстояние от глаз до рассматриваемого объекта было в пределах 30—40 см.

На протяжении разных времен года естественное освещение в течение большей части суток различно. Поэтому должно быть и искусственное освещение. К нему предъявляются прежде всего многие гигиенические требования. Так, оно должно быть достаточным по интенсивности, равномерным, обеспечивать благоприятное соотношение яркостей в поле зрения, не создавать блескости. Наиболее рационально освещение люминесцентными лампами, свет которых близок к естественному и оказывает благоприятное действие как на зрительные функции, так и на общую работоспособность.

В нашей стране существуют определенные нормы и показатели искусственного освещения помещений (табл. 24). Эти нормы в различных высокоразвитых странах различны и определяются уровнем экономического потенциала.

 

Нормативная освещенность в классе может быть обеспечена 24 люминесцентными лампами мощностью по 40 Вт (либо 12 ламп по 80 Вт) или 8 лампами накаливания по 300Вт каждая. Из люминесцентных светильников оптимальными являются светильники серии ЛСО-02, ЛПО-23, из светильников с лампами накаливания рекомендуется кольцевой (5 экранирующих колец) светильник СК-300 или молочные шары с лампами 300 Вт.

Эффективность зрительной работы, особенно у детей и подростков, обеспечивается не только нормативной освещенностью, но прежде всего соблюдением четкой организации и режима труда и активного отдыха. Например, в детских садах предусмотрены обязательные занятия, включающие обучение правильной посадке (рефлекс чтения) при лепке, занятиях аппликациями, конструированием и др. Эти занятия являются подготовкой дошкольников к систематическому обучению в школе.

В соответствии с функциональными возможностями детей целесообразна продолжительность одного учебного занятия в младших группах до 15 мин, в средних — до 20, в старших — до 25, в подготовительных — до 30 мин. Занятия должны строиться на игровой основе. В подготовительных группах может быть два — три занятия с 10-минутными перерывами, заполненными подвижными играми.

В школе необходимо соблюдение определенной (предельной) учебной недельной нагрузки. Так, для детей 1—3-го классов она составляет 24 ч, 4-го класса — 27 ч, 5—7-го классов — 29, 8-го класса — 30, 9—11-го классов — 32ч. Следует учитывать правильную организацию построения тематики занятий в течение учебного дня, недели.

Использование технических средств обучения активизируют учебный процесс, вызывают заинтересованность, способствуют усвоению материала. Кино, телевидение, слайды, радио лучше применить на последнем уроке (15—30мин).

В трудовом процессе, особенно при выполнении прецизионных работ, наиболее важны острота зрения, контрастная чувствительность (различение минимального уровня яркости детали и фона), скорость зрительного восприятия (различение деталей в наикратчайший период), устойчивость ясного видения (способность обеспечивать отчетливое изображение детали) и цветоощущение (особенно при работе с цветными деталями). Зрительная работоспособность наиболее продуктивна в желто-оранжевой зоне спектра (солнечный спектр), а наиболее низкие ее показатели характерны для синего спектра.

Успешная зрительная работа возможна в случаях, когда имеется хорошая зрительная адаптация к ней (приспособление к данной освещенности). Адаптация к интенсивному свету происходит в течение нескольких секунд — минут, к пониженной освещенности она составляет десятки минут — час. Поэтому показатели темновой адаптации необходимо учитывать при работе, связанной с ночным временем (водители транспорта, шахтеры и др.).

В условиях производства, особенно при выполнении точных работ, должны осуществляться высокие требования к освещению рабочих мест. При недостаточном освещении возникает понижение зрительных функций, нарастает утомление, понижаются работоспособность и производительность труда, повышается опасность производственного травматизма.

Низкая освещенность способствует не только росту близорукости, но и появлению астенопий.

Гигиенические требования к освещенности производственного помещения должны непременно предусматривать возможности равномерного распределения яркости в поле зрения и ограничение теней, что достигается созданием общего и местного освещения, а также ограничение прямой и отраженной блескости (чрезмерной слепящей яркости) путем правильного расположения светильников, регулировки интенсивности светового потока.

В производственных помещениях используется 3вида освещения: естественное, искусственное, смешанное. Наиболее биологически адекватным для деятельности зрительного анализатора является естественное освещение, так как при этом обеспечиваются не только уровень освещенности и условия видимости, но и оказывается положительное психоэмоциональное и физиологическое действие на человека (оптикофотоэнергетическая система). Однако при недостатке окон, световых фонарей в глубине помещения, при изменении времени суток, облачности, загрязнения атмосферы прибегают к смешанному освещению, т. е. к сочетанию естественного и искусственного освещения.

Искусственное освещение производственных помещений осуществляется лампами накаливания и люминесцентными лампами. Иногда искусственное освещение может быть единственным, например в ночное время при отсутствии естественного. На производстве применяется общее и местное освещение: общее — для освещения всего помещения, местное — как дополнительное для освещения рабочих поверхностей или отдельных частей оборудования.

Наиболее целесообразно применять люминесцентное освещение, спектр которого ближе к естественному, оно экономичнее, долговечнее. Однако оно требует относительно постоянной температуры в помещении (15—25 °С), обладает стробоскопическим эффектом (пульсация), создает небольшой шум.

Газоразрядные источники света должны обеспечивать не менее 150 лк, при лампах накаливания — 50 лк, а в помещениях без естественного освещения соответственно 200 и 100 лк. С помощью комбинированного освещения на долю общей освещенности падает около 10% (в помещениях без естественного света не менее 20%) и около 90% — за счет местного освещения. КЕО при смешанном освещении для средней полосы должен быть в пределах 0,2—3,0%.

Уровень естественной освещенности в помещениях может снижаться вследствие загрязнения остекленных поверхностей, стен и потолков. Нормы очистки стекол предусматривают их мытье 2—4 раза в год в зависимости от загрязненности, побелка и светлая окраска потолков и стен — не реже одного раза в год.

Для создания светового комфорта, эстетического оформления цехов и психологического настроя работающих следует учитывать цвет окраски рабочих помещений. Холодные тона (сине-фиолетовый) действуют на человека угнетающе, желто-зеленый цвет успокаивает, а оранжево-красный — возбуждает, усиливает чувство тепла.

В северных широтах страны следует предусматривать дополнительное ультрафиолетовое облучение небольшой интенсивности, что компенсирует недостаток естественного облучения (бактерицидное и психоэмоциональное воздействие на человека).

Весьма важно учесть, особенно при выполнении прецизионных работ, индивидуальную коррекцию аномалий рефракции в соответствии с рабочим расстоянием и возрастом работающего (коррекция пресбиопии).

 
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0