Те самые славные древние язычники — греки, у которых нам, нашей хваленой цивилизации еще многому надо учиться, оценивали более любой другой нации важность физической культуры, делая ее фундаментом всей своей системы воспитания. Они прославляли свое тело и стремились его совершенствовать. Их юноши и девушки тренировались в «гимназиях» и участвовали в соревнованиях, стимулируемых высокими наградами, воздаваемыми тем, кто отличался в спортивных праздниках. «Простой короны из зеленых листьев, надвинутых на самые брови победителя благородных атлетических игр в присутствии собравшихся соотечественников и соотечественниц, греческие юноши домогались более, нежели королевской диадемы». Это была корона славы, и не только его самого, она прославляла и город, где он родился.
Благодаря законам физиологии, рост мозга и всего тела обеспечивается и физическими упражнениями. В равной мере, как жизненно важные внутренние, так и наружные органы получают пользу от физической активности. Все органическое развитие реализуется благодаря практике. Питание и снабжение нервной энергией осуществляются целиком и полностью согласно требованию, откуда бы оно ни поступало. Все мышцы и органы обладают для развития скрытой потенцией, благодаря которой различные органы способны наращивать объем и силу, и в случае, если возникает необходимость, успешно производить другую работу в сочетании со своей собственной.
Хотя человеческое тело и поддерживается костным каркасом, оно обязано своей двигательной силой и великолепными пропорциями мышцам и сухожилиям. Мышцы выполняют две фундаментальные функции — сокращение и расслабление. Сокращение делится на два вида: фазное и тоническое. Фазное сокращение часто произвольное, обычно краткой продолжительности и имеет результатом движение в подвижной части. Тоническое сокращение — это обычно удерживаемое сокращение, рефлекторное по своей природе и не вызывающее, как правило, движения. Термины «мышечный тон», «мышечный тонус» применяются для обозначения состояния рефлекторного сокращения, используемого для поддержания положения или осанки. Тон, или тонус, есть состояние частичного сокращения, которое представляет собой готовность к мышечному действию. Тонус наблюдается преимущественно в устойчивых к силе тяжести мышцах и обычно отличается низкой степенью напряжения, относительной неутомляемостью мышц и свободой от рефлекторного торможения. Перемены тонического сокращения вызывают различного рода спастичность и вялость.
«Жизнь — это дитя Солнца», — говорил доктор Освальд, — «почти все виды растений и животных обретают высшую форму своего развития вблизи экватора. Пальмовое дерево — это тропическая трава, питон-боа — это вполне развитая черная змея, а тигр — увеличенная дикая кошка. Чем выше широта, тем меньше представителей архетипов, созданных Природой, — меньше по размерам и по силе, с уменьшенной красотой и продолжительностью жизни».
Во многих кругах предпринимаются попытки убедить каждого, что солнечная ванна — это сложная и крайне рискованная процедура, которую можно применять лишь человеку технически подготовленному в лаборатории или врачу. При чтении обычной книги о солнечных ваннах определенно складывается впечатление, что солнечная ванна трудна и также очень опасна. Там содержится так много предостережений и так много процедурных деталей, которым надо следовать, перечисляется так много отрезков времени и условий, когда солнечных ванн нужно избегать, что очень легко от всего этого с отвращением отказаться и вообще забыть о солнечных ваннах. Но здесь много претензий с коммерческой подоплекой. Любой, кто обладает здравым смыслом, достаточным на то, чтобы уметь спать, делать упражнения и дышать свежим воздухом, может принимать и солнечную ванну. Эта ванна так же естественна, как и названные процедуры. Ритуал, применяемый доктором Ролье и прочими врачами, не имеет смысла. Они начинают с обнажения одной ноги в течение нескольких дней, затем другой, затем обеих ног, далее бедра, потом живота, груди и, наконец, спины. Вся эта церемония не нужна. По моему убеждению, Ролье чересчур осторожен в начале приема солнечных ванн и передерживает процесс после того, как пациент обрел хороший загар.
Cуществует определенная осторожность в еде во время или сразу после солнечной ванны. Я не вижу причин для этого. Замечено, что низшие животные обычно едят и пребывают на солнце одновременно, а затем направляются в тень для переваривания пищи. Пациенты доктора Рикли вставали рано для приема пищи и солнечной ванны и ели во время или, спустившись с гор, шли в столовую после ванны. У меня нет свидетельств отрицательного эффекта от приема пищи во время или сразу после солнечных ванн.
Солнечные, световые и воздушные ванны получили у Рикли, Монтея и других ученых общее название «атмосферное лечение». Литература по этому вопросу столь запутана, что трудно определить, о какой ванне идет речь. Я попытался избегать двусмысленности в терминологии. Нельзя принимать солнечную или световую ванну, не получая одновременно и воздушную. Воздушную же ванну можно принимать и в комнате, и при ночной темноте, она не зависит от наличия света и состоит просто в обнажении тела на воздухе.
«Я рада, что некрасива» — таков заголовок статьи Люси Роджерс, появившейся в 1954 году в весеннем номере журнала «Жизнь женщины». В этой статье мисс Роджерс предается обычным оправданиям, дабы компенсировать отсутствие у нее врожденной красоты. Она пишет, что при «хорошем уходе, обозначающем прежде всего разумный макияж и одежду, она может сделать себя «привлекательной». Но очевидно, как бы успешно она ни наводила на себя лоск, она не в состоянии подобными средствами изменить коренной дефект своего некрасивого лица и фигуры.