Неорганические (функциональные) расстройства зрения | Детская офтальмология

+ -
+1
Неорганические (функциональные) расстройства зрения | Детская офтальмология

Описание

Терминология при этих состояниях представляет большие сложности. Такие названия, как истерия, функциональные и психогенные расстройства подчас не воспринимаются родителями и не являются корректным отражением сущности нарушения. Более верно использовать такие термины, как переходное расстройство или снижение зрения стрессовой природы. Существует четкое различие между больными, не сознающими своей неполноценности, и агиравантами, имитирующими снижение зрения.

Описание


  1. Редко наблюдается у детей младше 6 лет.
  2. Средний возраст больных 10 лет.
  3. У девочек расстройство встречается в три раза чаще, чем у мальчиков.
  4. Часто наблюдается у детей из неблагополучных семей.
  5. В семье могут иметь место заболевания органа зрения.
  6. Больные часто мало обеспокоены своим состоянием.
  7. Зрение, как правило, «снижается» при последующих исследованиях.
  8. Обычные жалобы:
    • а. низкое зрение;
    • б. затуманивание зрения;
    • в. искажение предметов;
    • г. редко, но существуют жалобы на сужение поля зрения, «трубчатое» поле зрения.

  9. Иногда наблюдаются другие функциональные расстройства:
    • а. спазм аккомодации;
    • б. головные боли;
    • в. произвольный нистагм;
    • г. другие.


Разгадка в анамнезе


Ключ к установлению диагноза находится в истории заболевания:
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs]
  • неожиданное начало обычно сопоставимо с определенными событиями или ситуациями;
  • впечатление «ступенчатого» снижения зрения при каждом обследовании;
  • больной мало обеспокоен своим состоянием.

Психологический фон


Дома
  • Детская ревность.
  • Семейное неблагополучие.
  • Недоброжелательное отношение со стороны ближайшего окружения.
  • Перенаселенность.
  • Сексуальные оскорбления или пренебрежение со стороны родственников и знакомых.

В школе
  • Чрезмерное напряжение.
  • Недостаточная нагрузка.
  • Недоброжелательные или агрессивные учителя.
  • Придирки окружающих.
  • Сексуальные оскорбления или пренебрежение по другому поводу со стороны одноклассников.

Разгадка в обследовании


При установлении диагноза зрительных расстройств неорганического происхождения основное значение имеет выявление симптомов несомненно неорганической природы, а не отсутствие видимой патологии.
  1. Двусторонняя полная слепота:
    • а. нормальная реакция зрачка, несмотря на жалобы на полную двустороннюю слепоту;
    • б. непроизвольные движения глаз больного вслед за его изображением в двигающемся зеркале, несмотря на полную слепоту (рис. 26.1);

    • в. мигательный рефлекс в ответ на угрозу;
    • г. наличие оптокинетического нистагма.

  2. Односторонняя слепота:
    • а. замешательство в ответах при попытке оптической коррекции (рис. 26.2);

    • б. точки Ворта - больной видит соответствующее число точек в тесте Ворта;
    • в. наличие несоответствующего односторонней потере зрения стереозрения.

  3. Частичная потеря зрения:
    • а. правильный подход к ребенку с психологической точки зрения помогает добиться более высокой остроты зрения и расширения поля зрения при ответах больного;
    • б. монотонное и крайне медленное чтение всех букв, даже самых крупных, при проверке зрения;
    • в. относительно высокое стереозрение, несмотря на значительное снижение остроты зрения;
    • г. тест с призмами не выявляет изменений вопреки значительному снижению остроты зрения;
    • д. острота зрения колеблется в зависимости от дистанции между больным и предъявляемым ему текстом.

  4. Дефекты поля зрения
    • а. Трубчатое поле зрения, не меняющееся при исследовании на различных расстояниях; при обследовании необходимо создать большое различие в расстояниях.
    • б. Схождение изотер в одной и той же точке. Косвенно указывает на органическое расстройство. Нормальные саккадические движения в очевидно слепой зоне (рис. 26.3).

    • в. Прогрессирующее сужение поля зрения по ходу проведения исследования.


Очень небольшое количество тестов можно назвать патогпомонпчпымн. В основном диагноз базируется па наличии дефектов поля зрения неорганической природы, особенно на наличии патологических саккад в очевидно слепой зоне.

Исключение органического заболевания
  1. Для исключения сопутствующего заболевания сетчатки на глазу с расстройством зрения неорганической природы необходимо исследование электроретинограммы. Очень убедительны в этом отношении нормальные зрительные вызванные потенциалы. Необходимо помнить, что дефекты зрения, не имеющие органического субстрата, могут выглядеть чрезвычайно?похожими па дефекты зрения органической природы, особенно у детей старшего возраста.
  2. Необходимость в визуализации неврологических исследований возрастает при сомнительных или патологических результатах исследования зрительных вызванных потенциалов.


Тактика ведения
Эти случаи сложны для эффективной помощи. Важно объяснить родителям, что у их ребенка обычная стрессовая реакция. Это не «испорченность» ребенка, а состояние, возникшее в связи с каким-то событием в его жизни в школе или дома, и родителям необходимо продумать, какой стрессовый элемент может поддерживать ситуацию.

Зачастую очень трудно обнаружить непосредственный стрессовый фактор. Помочь родителям можно, лишь объяснив, что происходящее с их ребенком - распространенная реакция, не представляющая собой выраженной патологии, и что прогноз в целом хороший.

Хотя прогноз и благоприятный, но у некоторых детей, особенно при наличии других стрессовых ситуаций, отсутствии одобрения со стороны окружающих или развитии дополнительной психопатологии, симптоматика может нарастать. Иногда, несмотря на улучшение зрения, в процесс вовлекаются другие системы, например больной может начать хромать пли возникают неврологические проблемы. В таких случаях показана помощь психиатра или психолога.

Похожие новости


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Комментариев 0