Детская офтальмология
Содержание:
Описание
Одна треть офтальмологических больных на западе — это дети, а во всем мире насчитывается около 1,5 миллионов детей с тяжелыми расстройствами зрения и полностью слепых, при этом многие из них страдают генетически обусловленными заболеваниями.Естественно, что изучение особенностей строения органа зрения у детей и лечение заболеваний глаз и зрительной системы в детском возрасте по праву становится самостоятельной специальностью. Во многих странах существует искусственное разделение детской офтальмологии и ее раздела, посвященного изучению косоглазия. Это исторически сложившееся, но абсолютно необоснованное разделение. Хотя стремление некоторых врачей проявлять интерес к определенным аспектам офтальмологии неизбежно, косоглазие, будучи наиболее распространенным заболеванием глаз для детского возраста и наблюдаясь у многих детей как с патологией органа зрения, так и при системных заболеваниях, потеряет актуальность без вникания в эту проблему именно детских офтальмологов.
Подобным образом бессмысленно предполагать, что кто-либо из офтальмологов проявит интерес к детской офтальмологии, игнорируя одновременно проблему косоглазия, или заинтересуется косоглазием, игнорируя экстраокулярные проявления этого заболевания.
У детей впереди вся жизнь, и потеря зрения оказывает на них разрушительное действие, затрагивая все аспекты развития ребенка. Именно поэтому факт существования в мире 1,5 миллионов слепых детей значительно важнее, чем кажется на первый взгляд.
Детский офтальмолог должен не только разбираться в заболеваниях органа зрения у детей, но обязан суметь найти подход к ребенку для проведения клинического исследования, сбора анамнеза и оказания помощи. Формальный подход обычно не приносит успеха. Врач, посвятивший себя работе с детьми, должен уметь помочь ребенку почувствовать себя «как дома» даже после такой неприятной процедуры, как закапывание капель. К детям надо испытывать особое сострадание, уметь вникать в проблемы их семьи и разбираться в вопросах, которые осложняют жизнь ребенку, его родителям и всей его семье.
↑ Эпидемиология
В 1992 году в мире насчитывалось 1,5 миллиона детей, страдающих тяжелыми расстройствами зрения, и абсолютно слепых. Эти дети слепы всю жизнь и все те годы, которые они прожили в таком состоянии, являются огромной ценой за несовершенство современной офтальмологии. 5% слепых детей умирают в детстве. В Канаде частота врожденной слепоты составляет 3% от всех новорожденных.
Причины
I. Развитые страны.
1. Генетически обусловленные заболевания:
- а. заболевания сетчатки;
- б. катаракта;
[banner_centerrs] {banner_centerrs} [/banner_centerrs] - в. глаукома.
2. Внутриутробные инфекции.
3. Приобретенные заболевания:
- а. ретинопатия недоношенных;
- б. расстройства зрения центрального генеза;
- в. травма;
- г. инфекции (редко);
- д. катаракта.
II. Развивающиеся страны.
1. Нарушение питания — авитаминоз А.
2. Генетически обусловленные заболевания:
- а. сетчатки;
- б. хрусталика;
- в. коревая инфекция;
- г. традиционное медикаментозное лечение.
III. Другие страны. Возрастает удельный вес ретинопатии недоношенных.
↑ Скрининг
Скрининг может быть определен как тщательное выявление субклинических признаков заболевания. Необходимо помнить, что скрининг не обладает 100% эффективностью. Неизбежно появление ошибочных диагнозов как в сторону гипердиагностики, так и в сторону гиподиагностики.
При проведении скрининга необходимо придерживаться следующих правил.
- Заболевание, для выявления которого проводят скрининг, должно представлять важную проблему состояния здоровья как для индивидуума, так и для общества в целом.
- Особенности клинического течения заболевания должны быть известны.
- Должен существовать латентный или субклинический период.
- Должен существовать эффективный метод лечения данной патологии.
- Тесты, применяемые при скрининге, должны обладать технической простотой, доступностью для массового использования, не содержать инвазивных манипуляций и не требовать дорогостоящего оборудования.
- При скрининге применяют действенные тесты, обладающие соответствующим уровнем специфичности и чувствительности.
- Для заболевания, по поводу которого проводят скрининг, должна существовать полная диагностическая служба и адекватное терапевтическое лечение.
- Раннее вмешательство в течение заболевания должно благотворно влиять на возможный исход патологического процесса.
- Программы скрининга не должны быть дорогостоящими.
- Программы скрининга должны действовать постоянно.
↑ Скрининг с целью выявления амблиопии и косоглазия
Вопрос о необходимости проведения скрининга для выявления данной патологии до сих пор является дискутабельным в связи со следующими тезисами:
- будучи односторонним состоянием, данная патология не оказывает значительного отрицательного действия на жизнь ребенка и уровень его здоровья в целом;
- проведение лечения не всегда дает ожидаемый результат (низкая эффективность лечения обусловлена в основном сложностью обеспечения полноценной окклюзии);
- скрининг по поводу этих заболеваний представляет собой дорогостоящую процедуру.
↑ Методы скрининга
- Скрининг, проводимый при рождении, эффективен лишь для выявления грубой экстраокулярной патологии. Офтальмоскопия помогает выявить помутнения оптических сред переднего отрезка глаза. В связи с тем, что скрининг такого типа проводят не офтальмологи, а другие специалисты, нарушения рефракции и патология на глазном дне, как правило, выявляются редко.
- Исследование зрения в возрасте 3,5 лет. Несмотря на целесообразность этого исследования, оно позволяет выявить лишь относительно устойчивые к лечению нарушения зрения. Проводить в этом возрасте окклюзии сложно в связи с неуступчивостью ребенка. При хорошей подготовке кадров возможно проведение исследования средним медицинским персоналом.
- Скрининг для выявления амблиогенных факторов. Выявление расстройств рефракции и косоглазия может проводить средний медицинский персонал, используя фоторефракто-метр и простые методы исследования.
- Школьный скрининг. В развитых странах проверка зрения проводится во многих школах. Обследование обычно проводит школьная медсестра или учитель и если у ребенка выявляют остроту зрения ниже 6/9 (0,6), исследование повторяют, а при остроте зрения 6/12 (0,5) и ниже — направляют к офтальмологу. Желательно проводить исследование остроты зрения как для близи, так и для дали. Лечение амблиопии, выявленной в этом возрасте, как правило, неэффективно.
- Скрининг в группах детей с высоким риском развития заболевания, например среди детей с наследственной предрасположенностью к катаракте, аниридии, ретинобластоме и т.д.
- Скрининг для выявления ретинопатии недоношенных. Как только было установлено, что прогрессирование ретинопатии недоношенных может быть приостановлено крио- или лазер-терапией, скрининг для выявления этой патологии во многих странах стал обязательной процедурой.
- Скрининг для выявления инфекционных заболеваний. Вопрос о необходимости проведения скрининга с этой целью остается спорным. Например, многие страны отказались от массового обследования с целью выявления токсоплазмоза в связи со сложностью осуществления всех необходимых критериев скрининга — лечение токсоплазмоза не гарантирует 100% безопасности. Клиническое течение заболевания не изучено до конца и непредсказуема вероятность поражения плода при токсоплазмозе у матери. Поэтому раннее вмешательство в ход заболевания недостаточно результативно. Проведение скрининга с целью выявления токсоплазмоза более целесообразно в тех странах, где имеется высокий уровень его распространенности.
↑ Значение зрительных расстройств
Расстройства зрения, возникающие в детском возрасте, помимо их изолированного воздействия на зрительную систему, особым образом влияют на все развитие ребенка.
- Они могут сочетаться с общими заболеваниями.
- Содействуют задержке развития в других сферах, например:
- а. задержка развития речи;
- б. сложности в отношениях с родителями, другими членами семьи и сверстниками;
- в. аутизм;
- г. стереотипы поведения — повторяющиеся бесцельные движения, толчкообразные и колебательные движения глаз и т.д.;
- д. снижение интеллектуальных возможностей;
- е. трудности в обучении;
- ж. задержка моторного развития, гипотония и слабость;
- з. ожирение.
Умственная отсталость у слепых детей встречается часто и, помимо того, существует высокая корреляция сочетанных расстройств зрения у детей с умственными расстройствами.
↑ Лечение на ранних стадиях заболевания
Установлено благотворное влияние раннего оказания помощи слепому ребенку и его семье, включая инструктаж родителей по поводу своевременного начала стимулирующих мероприятий, приобретения соответствующих игрушек, мебели (например стула, на котором ребенок может сидеть и видеть окружающие его предметы, используя остаточное зрение). Необходимо в деталях разъяснить родителям особенности воспитания больного ребенка.
Памятка 1.1.
Впервые поставленный диагноз отсутствия зрения у новорожденного
- Правильно установить диагноз помогают:
- а. выявление генетических дефектов;
- б. клинический опыт врача.
- а. выявление генетических дефектов;
- Отложите все обсуждения ситуации до окончательного подтверждения диагноза.
- Доводите до сведения родителей информацию, полученную в процессе обследования.
- Обязательными являются периодические встречи и беседы с родителями. Помните, что большинство людей способны единовременно воспринять лишь определенную часть новой информации.
- Старайтесь в как можно более доступной форме донести информацию до родителей, используя диаграммы и рисунки. Важно честно охарактеризовать родителям уровень вашей собственной компетенции в данном вопросе.
- Если проведение лечения нецелесообразно, объясните родителям, по какой причине.
- Доступными словами объясните родителям прогноз заболевания.
- а. Возможны ли сложности передвижения ребенка в будущем?
- б. Возможно ли получение обычного образования?
- в. Способен ли будет ребенок водить автомобиль?
- а. Возможны ли сложности передвижения ребенка в будущем?
- Если необходимо заручитесь мнением другого специалиста.
- Объясните родителям разницу между полной потерей зрения и тем расстройством зрения, которое выявлено у их ребенка.
- Проводите стимулирующие мероприятия при наличии любого остаточного зрения; организуйте максимально раннюю помощь ребенку.
- Избегайте пессимистической окраски прогноза.
- Продумайте, какие дополнительные факторы способны осложнить жизнь ребенка:
- а. умственная отсталость;
- б. потеря слуха;
- в. другие.
- а. умственная отсталость;
- Привлекайте родителей к активному участию в беседе.
Памятка 1.2.
Семья ребенка со зрительными расстройствами
- Родители:
- а. с трудом осознают всю тяжесть положения;
- б. с момента установления диагноза необходима квалифицированная медицинская помощь;
- в. благотворно влияет обычная психологическая поддержка;
- г. объединение родителей со сходными проблемами в группы;
- д. формирование групп по нозологии заболевания — нейрофиброматоза, туберозного склероза и т:д.;
- е. организация службы нянь, помогающих родителям в уходе за больными детьми;
- ж. помощь на дому;
- з. помощь посредством домашних приспособлений, облегчающих организацию быта слепого ребенка.
- а. с трудом осознают всю тяжесть положения;
- Братья и сестры:
- а. не допускать возникновения ревности, обусловленной повышенным вниманием всей семьи к плохо видящему ребенку;
- б. родители должны помнить, что здоровые дети не менее важны для них, чем больной ребенок;в. доходы семьи должны распределяться справедливо.
- а. не допускать возникновения ревности, обусловленной повышенным вниманием всей семьи к плохо видящему ребенку;
- Бабушки и дедушки:
- а. часто обеспокоены низким зрением своих внуков, психологической помощью для них может явиться участие в жизни семьи;
- б. могут принести большую пользу, ухаживая за ребенком и оказывая родителям моральную поддержку.
- а. часто обеспокоены низким зрением своих внуков, психологической помощью для них может явиться участие в жизни семьи;
Комментариев 0