+ -
0
Опыты. Часть 1. Отражение света

ОПЫТ 1. ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА

Оборудование: картон, кусок стекла, зеркало, лучевой ящик

Включите фонарь в затемненной комнате. Пучок света от фонаря вы увидите особенно отчетливо, если в воздухе есть немного пыли или дыма. Края пучка ограничены прямыми линиями. В фонаре без линз ширина пучка и степень его расширения зависят от кривизны рефлектора, отражающего свет лампочки фонаря вперед.
+ -
+1

Стереоснимки Земли.

Для получения стереоэффекта проделайте следующее: смотрите на белые кружки до тех пор, пока между ними не появится третий - объемный.

Лучше всего распечатать эти снимки на фотобумажку А4 и...
+ -
+3
Цветовые оптические иллюзии

Хроматизм—прекраснейшее свойство зрения. Выше уже были описаны случаи восприятия цветов при использовании светящихся составов и красок. Мы познакомились тогда с особо яркими красками люминесцентных рисунков. Однако мир цветовых впечатлений весьма грандиозен и существует множество интересных цветовых явлений, которые могут быть отнесены к оптическим иллюзиям. На некоторые из них мы обратим здесь свое внимание.
+ -
+1
Иллюзии, возникающие при особых способах освещения и наблюдения

«Лучи, которые делают предметы невидимыми» . Именно такой заголовок имела короткая заметка в центральной газете за 1940 г., а содержание было следующее: «В Будапеште 24-летний венгерский изобретатель Б. сообщил об открытии им лучей, которые делают невидимыми предметы, на которые они направляются. Свое изобретение он демонстрировал представителю газеты «Будапешти хирлап», который заявил, что после того, как в его присутствии лучи были направлены на мраморную статую, последняя медленно исчезла. Протянув руку, представитель газеты нащупал невидимую статую. Через некоторое время она опять стала видимой. Изобретатель Б. отказывается сообщить подробности своего изобретения. Он собирается в ближайшее время демонстрировать его перед экспертами». Какие же это были лучи? Конечно, это были самые обычные световые лучи, но иллюзия исчезновения статуи могла быть получена за счет одного из следующих известных нам явлений: яркостного контраста, световой завесы, использования стробоскопического эффекта, применения люминесцирующих красок и, наконец, применения поляризованного света или поляроидов.
+ -
0
Иллюзии, связанные с явлениями люминесценции

«Холодный свет». Очень много чудесных и удивительных явлений позволяет наблюдать современная техника люминесценции, или опыты, связанные с получением так называемого «холодного света».
+ -
0
Иллюзии, возникающие при полном внутреннем отражении света

Светящиеся фонтаны. Явление полного внутреннего отражения наступает в тех случаях, когда луч света, выходящий из среды, оптически более плотной (с большим показателем преломления) и входящий в среду, оптически менее плотную (n меньше n'), на поверхность раздела сред МР падает под некоторым предельным углом im (рис. 190). Этот предельный угол меньше 90° и зависит только от отношения показателей преломления сред. Так, например, если луч выходит в воздух из стекла с показателем преломления n = 1,5, предельный угол im — около 42°; при n = 1,66 (тяжелое стекло) угол im— около 37°; при выходе луча из воды (n = 1,33) в воздух предельный угол равен 49°; те же самые соотношения имеют место и для органического стекла, и для прозрачных пластмасс.
+ -
0
Иллюзии световой проекции

Принцип световой проекции. Впервые принцип световой проекции упоминается в произведениях францисканского монаха Р. Бекона, умершего в 1294 г. Практическое применение этот принцип находит только в средние века, когда иезуитский патер А. Кирхер в 1640 г. описывает «волшебный фонарь» (laterna magica) в своей книге «Великое искусство света и теней». Оказывается, не случайно служители церкви интересовались «искусством света и теней»; они применяли его для организации «чудес божьих», появления призраков и духов. Долгое время волшебные фонари использовались для религиозно-мистических демонстраций. Так, например, физик и воздухоплаватель Робертсон в конце XVIII в. давал представление «вызывания духов» для широкой публики (рис. 176).
+ -
0
Иллюзии «искусства теней»

Теневой театр. Прямолинейность распространения света — одно из его основных свойств. От каждой точки источника излучений свет распространяется по всем направлениям по прямым линиям. Эти-то линии в геометрической оптике и называют лучами света.
+ -
+3
Иллюзии от вогнутых и выпуклых зеркал

Вогнутые зеркала. Замечательным свойством вогнутых зеркал является их способность давать следующие изображения: увеличенное, уменьшенное или равное по величине предмету, прямое или перевернутое, действительное или мнимое. Тот или иной характер изображение предмета приобретает в зависимости от того, как предмет расположен относительно оптической оси, фокуса и центра кривизны зеркала.
+ -
+3
Иллюзии, создаваемые с помощью плоских стекол и зеркал

Плоское стекло. Обычное, плоское, прозрачное стекло обладает способностью пропускать и частично отражать падающий на него световой поток. Если перед таким стеклом поместить хорошо освещенный предмет, то этот последний, во-первых, будет виден через стекло с противоположной стороны, во-вторых, образуется изображение предмета, видимое под определенным углом к плоскости стекла. Изображение предмета будет тем более четким, чем ярче предмет, чем больше яркостный контраст между предметом и фоном и чем ближе к 90° угол, образуемый линией зрения с нормалью к стеклу. Характер пропускания и отражения светового потока плоским стеклом иллюстрируется рис. 139, где ?1 — коэффициент отражения от поверхности раздела воздух — стекло или стекло — воздух (френелев-ское отражение). Этот коэффициент для обычных стекол изменяется от 4 до 7% в зависимости от угла зрения; ? — коэффициент прозрачности плоского стекла, для качественных зеркальных стекол равный 90—96% (при толщине стекла 3—5 мм); Ф0 — световой поток.
+ -
+1
Иллюзии цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Как было указано ранее, такой способностью обладают только цветочувствительные элементы сетчатки — колбочки. Одним из первых замечательных открытий, относящихся к цветному зрению, можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному, открытое знаменитым чешским биологом Я. Пуркине. Явление Пуркине заключается в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рис. I при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. В картинной галерее в сумерки постепенно начинают исчезать краски, сначала красные, затем желтые и зеленые.
+ -
+1
Иллюзии при движении объекта

Великий русский физиолог И. М. Сеченов по вопросу о зрительном восприятии движений стоял на материалистической точке зрения. Он писал: «...в отношении движений, за которыми глаз в силах уследить, представляемое и действительное совпадают друг с другом». Оказывается, что при движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата.