+ -
+1
Заболевания орбиты (Часть 1) | Детская офтальмология

Заболевания орбиты у детей
Заболевания орбиты в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями развития, но могут иметь и приобретенный характер. У детей с приобретенной патологией орбиты, как правило, присутствуют жалобы и симптомы, свойственные разрастанию ткани внутри орбиты. Больных беспокоит:
• снижение зрения;
• ограничение подвижности глазного яблока;
• боль и проявления воспалительного процесса;
• экзофтальм.
У детей заболевания орбиты в основном представлены структурной патологией (включая кисты) и новообразованиями, в то время как у взрослых патология орбиты в 50% случаев имеет воспалительное происхождение, а структурные расстройства встречаются реже чем в 20% случаев.
+ -
+1
Патология бровей и век | Детская офтальмология

Врожденные аномалии век
I. Криптофтальм.
II. Аблефария:
1. полное отсутствие век;
2. отсутствие век в сочетании с
а. синдромом Нью Лаксова (Neu Laxova);
б. синдромом аблефарии при макросомии.
III. Колобома:
1. изолированная;
2. в сочетании с расщелинами лица, например синдром Гольденара (Goldenhar) (рис. 8.1), синдром Тричера- Коллинза (Treacher- Collins);
3. при выраженной деформации первым этапом реабилитации является хирургическая коррекция.
IV. Анкилоблефарон:
1. сращение век;
2. сужение глазной щели;
3. встречаются формы, наследуемые по аутосомно-доминантному типу.
+ -
0
Аномалии развития глазного яблока в целом | Детская офтальмология

Анофтальм
Термин «анофтальм» употребляют при отсутствии глаза. Возможно наличие значительно уменьшенного в размерах, едва различимого рудиментарного глазного яблока. Существует множество переходных состояний от микрофтальма к анофтальму.
• Как правило, патология имеет спорадический характер, причина ее возникновения не известна. Описаны групповые случаи появления этой аномалии (рис. 7.1).
• Может проявляться как крайняя степень микрофтальма, в семьях с колобоматозным микрофтальмом (рис. 7.2 и 7.3).
• Неблагоприятное воздействие внешней среды, например рентгеновское облучение, прием наркотиков во время беременности (ЛСД); при этом выявить основной фактор, провоцирующий возникновение данной патологии, как правило, не удается.
Клиническое обследование
Необходимо обследовать ребенка, чтобы выявить наличие остаточного светоощущения, например в виде старт-рефлекса на фотографическую вспышку. Для изучения остаточной функции целесообразно также исследование зрительных вызванных потенциалов (ЗВП). Необходимость увеличения объема орбиты определяют, оценивая ее размер и форму. Если патология имеет односторонний характер, тщательно исследуют парный глаз.
+ -
0
Неинфекционные эпибульбарные заболевания | Детская офтальмология

Аллергические заболевания глазного яблока
Все аллергические заболевания глаза имеют характерные общие признаки.
1. 3уд. Это наиболее специфический и постоянный симптом, присутствующий во всех случаях заболевания.
2. Покраснение глаза.
3. Слизистое отделяемое.
Сезонные аллергические конъюнктивиты (сенная лихорадка)
• Сезонные обострения, сопровождающиеся покраснением глазного яблока.
• Аллергический ринит.
• Наличие конкретных аллергенов (пыльца и т.д.), провоцирующих обострения.
• Стремительное начало.
• Отек век.
• Хемоз.
• Инъекция глаза, слизистое отделяемое.
• Семейный анамнез.
+ -
0
Инфекционные заболевания (Часть 2) |  Детская офтальмология

Может потребоваться дренирование абсцесса. Не рекомендуется выписывать ребенка из лечебного учреждения до полного выздоровления. Антибактериальную терапию продолжают по меньшей мере в течение недели после нормализации температуры и появления положительной динамики. Если не придерживаться этих принципов или проводить лечение несоответствующими дозами антибиотиков, может возникнуть обострение заболевания, развитие остеомиелита и других осложнений.
Важно помнить, что возможность появления осложнений сохраняется даже при стихании клинической симптоматики. По изменению реакции зрачка можно предположить развитие нейропатии зрительного нерва или патологии сосудов сетчатки; длительно существующий экзофтальм требует серийных сканограмм KT.
+ -
0
Инфекционные заболевания (Часть 1) |  Детская офтальмология

Пренатальные инфекции и синдром приобретенного иммунодефицита
Краснуха
Заболевание женщины во время беременности инфекционной краснухой, особенно на ранних сроках беременности, резко увеличивает частоту возникновения симптомокомплекса, известного под названием синдром врожденной краснухи.
Синдром врожденной краснухи
• Патология органа зрения:
а. катаракты;
б. пигментная дистрофия сетчатки;
в. глаукома;
г. микрофтальм;
д. патология роговицы;
е. транзиторные отеки роговицы.
• Общая патология:
а. врожденные пороки сердца;
б. потеря слуха;
в. тромбоцитопения;
г. гепатоспленомегалия;
д. диабет;
е. кальцификация мозга;
ж. микроцефалия;
з. умственная отсталость.
Чем раньше в период беременности возникла инфекция, тем тяжелее системные повреждения и патология органа зрения.
Видеть Без Очков. Уникальная методика восстановления зрения от Школы Здоровья
+ -
0
Анамнез, осмотр и обследование ребенка (Часть 2) | Детская офтальмология

Исследование глазного дна
Осмотр глазного дна, несмотря на трудности его проведения, является чрезвычайно важным этапом в обследовании органа зрения ребенка. Достижение адекватного мидриаза как непременного условия проведения исследования возможно посредством инсталляций в конъюнктивальную полость циклоплегических препаратов или их сочетания с симпатомиметиками. В зависимости от характера патологии целесообразны, как прямая, так и обратная офтальмоскопия. Значимость прямой офтальмоскопии особенно возрастает при диагностике трудноуловимых изменений диска зрительного нерва. Напротив, обратная офтальмоскопия предпочтительнее в случаях ретинопатии недоношенных или другой патологии на периферии сетчатки, когда необходим широкий обзор. Использование соответствующей силы оптической линзы расширяет диапазон применения непрямой офтальмоскопии. Например, линза +14 дптр. обеспечивает необходимое увеличение при осмотре зрительного нерва и макулярной области, в то время как линза +30 дптр. облегчает осмотр периферии сетчатки. При определении природы и/или изменения величины повреждения сетчетки наиболее полезным является фотографирование глазного дна.
+ -
0
Анамнез, осмотр и обследование ребенка (Часть 1) |  Детская офтальмология

История заболевания
Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания. Необходимо уточнить:
1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
6. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
7. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?
+ -
0
Нарушения рефракции | Детская офтальмология

Рефракция глаза зависит от состояния четырех структур и их взаимодействия:
1. оптическая сила роговицы;
2. глубина передней камеры;
3. оптическая сила хрусталика (его толщина и кривизна);
4. длина переднезадней оси глаза.
Изменения одного или нескольких этих параметров обусловливают расстройство рефракции. Например, чрезмерный рост глазного яблока в переднезаднем направлении приводит к возникновению миопической рефракции.
В то время как гиперметропия слабой степени представляет собой физиологический вид рефракции для детей младшей возрастной группы, высокая степень гиперметропии, миопия и астигматизм ведут не только к нарушению зрения (затуманивание), но провоцируют появление косоглазия и амблиопии. В первый год жизни ребенка встречаются транзиторные расстройства рефракции, особенно астигматизм (рис. 3.1).
+ -
0
Развитие глаза и формирование зрительного восприятия | Детская офтальмология

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого. Анатомические структуры глаза, обеспечивающие зрительные функции, претерпевают значительные изменения в процессе созревания организма. Полное развитие зрительной системы у здорового ребенка происходит относительно быстро, хотя и с различной скоростью.
Остроту зрения у ребенка с еще неразвитой речью можно проверить различными методами.
1. Оценка поведения: Обычная методика для определения фиксации и наблюдения за поведением ребенка в условиях монокулярного и бинокулярного зрения. Нормальное зрительное развитие происходит следующим образом:
а. устойчивая фиксация появляется в возрасте 6 недель;
б. фиксация и слежение — в возрасте 2-х месяцев;
в. направленный взгляд — в возрасте 4-х месяцев;
г. попытки координации движений глаза и рук — в возрасте года.
+ -
0
Детская офтальмология

Одна треть офтальмологических больных на западе — это дети, а во всем мире насчитывается около 1,5 миллионов детей с тяжелыми расстройствами зрения и полностью слепых, при этом многие из них страдают генетически обусловленными заболеваниями. Естественно, что изучение особенностей строения органа зрения у детей и лечение заболеваний глаз и зрительной системы в детском возрасте по праву становится самостоятельной специальностью. Во многих странах существует искусственное разделение детской офтальмологии и ее раздела, посвященного изучению косоглазия. Это исторически сложившееся, но абсолютно необоснованное разделение. Хотя стремление некоторых врачей проявлять интерес к определенным аспектам офтальмологии неизбежно, косоглазие, будучи наиболее распространенным заболеванием глаз для детского возраста и наблюдаясь у многих детей как с патологией органа зрения, так и при системных заболеваниях, потеряет актуальность без вникания в эту проблему именно детских офтальмологов.
+ -
0
Новая организационная система массовой профилактики близорукости в школах

В г. Днепропетровске, где борьба с миопией в школах ведется планомерно, в 1951—1952 учебном году было около 14%, в 1961-1962 - 3%, а в 1971-1972 - свыше 4% школьников, страдающих близорукостью.
Причина роста миопии заключается в резком увеличении зрительной нагрузки.
В 1973—1976 гг. Днепропетровской глазной клиникой совместно с областным отделом здравоохранения создана и внедрена новая организационная система массовой профилактики миопии в школах.
На основании положительного опыта организации работы по массовой профилактике близорукости сетью здравоохранения в Днепропетровской области с 1973—1974 учебного года создана в пределах существующих штатов новая организационная система работы в школах. По решению областных отделов здравоохранения, народного образования и общества Красного Креста в работе этой службы участвуют глазные и школьные врачи и медицинские сестры, классные руководители и старшеклассники из актива Красного Креста.
Главные врачи районных поликлиник планируют мероприятия по массовой профилактике школьной близорукости, организуют и контролируют ее. Для профилактической работы в школах они направляют глазных врачей в прикрепленные райздравотделом школы на 15 — 20 дней из расчета по 2—3 дня на каждую школу (в зависимости» от числа выявленных детей со сниженным зрением) с 1-го октября и с 1-го марта каждого учебного года.
Окулисты детских стационаров и поликлиник охватывают своей работой учащихся 1—7-х классов всех школ своего района. Охват учащихся 8—10-х классов осуществляется всеми окулистами стационаров и поликлиник для взрослых, прикрепляемых райздравотделом по школам. Их работа в школах и подростковых кабинетах или комиссиях координируется районными окулистами.
В начале учебного года массовый осмотр с целью выявления детей со сниженной остротой зрения производят во всех классах каждой школы в один из дней последней недели сентября силами педагогов (классных руководителей) и старшеклассников.
Организатор этого осмотра — школьная медицинская сестра — раздает по классам списки подлежащих осмотру детей и обычные таблицы или специальный плакат самоконтроля остроты зрения для выявления детей, которые не могут при хорошем освещении прочесть с 5 м знаки или буквы, соответствующие остроте зрения 1,0.
Собрав в тот же день поклассные списки таких детей (с указанием числа осмотренных в каждом классе), школьная медицинская сестра передает их глазному врачу районной детской поликлиники и прикрепленному окулисту или окулисту подростковой комиссии районной поликлиники для взрослых. Глазной врач детской поликлиники вместе с медицинской сестрой суммирует итоги осмотра, занося в сводную таблицу число учеников в каждом классе, число осмотренных, число детей со сниженной остротой зрения и фамилии учеников, у которых она выявлена.